Как мне не испытывать боль и обиду при общении с семьей?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 22, а ощущаю себя маленьким обиженным на весь мир подростком. У меня есть две сестры, в семье я средний ребенок. Очень часто я чувствую, что меня не любят. Я учусь в другом городе, но когда приезжаю домой все время помогаю маме и папе потому, что они устают, а сестрам все равно. Старшая сестра приезжает и спит или смотрит сериалы, а младшая просто ничего не делает и она живет с родителями. Меня просят помогать и я помогаю. Нет, мне не сложно помочь, но почему все время я одна должна. Мама говорит, что старшая дочь устала, она работает, младшая в школе учится и ей ничего нельзя доверить. Бывает такое, что я в другом городе звоню и меня спрашивают когда я приеду и посуду помою. Мне так от этого больно и я молчу. Когда я говорила за это все мне мама отвечала, что меня даже нельзя попросить помочь. Тебе что сложно? Вот твоя мне благодарность. Самое смешное, что когда я приезжаю больше чем на день, я просто мечтаю поскорее уехать. Я не думала, что когда нибудь до этого дойдет. Я люблю родителей и скучаю по ним, но после того как побуду с ними мне очень больно. Мне 22 года, а я во всем слушаюсь маму и все ей рассказываю. Меня мама контролирует и воспитывает. Я могу посидеть с подружкой выпить по бокальчику, потом мама говорит вот ты пьяная. Приезжаю домой на праздник какой-нибудь родственники спрашивают буду я пить, мама сразу на меня смотрит. Я говорю, что да. В итоге после одного бокала шампанского у меня спрашивают родственники налить еще, мама меня перебивает и говорит, что хватит, что я уже пьяная. Она мне часто говорит, что я толстая и мне надо худеть. После этих слов я все время смотрю на себя и думаю, какая я страшная. Я недавно перестала все маме рассказывать, но бывает не удержусь и потом жалею об этом. Я начала курить электронные сигареты и все время прячусь от мамы с ними. Меня бесит, что мне 22 а я прячусь как подросток. А если расскажу то будет скандал и мне не простят это. Мне еще нравится, что мама говорит что любит детей одинаково. Но старшая сестра что-нибудь натворит и ей за это ничего не будет. Старшая начала встречаться с парнем у которого отклонения психические, мама с папой тогда отговаривали ее, а она им на зло встречалась. А когда с ним рассталась родители ей купили кучу новых вещей, помогли с оплатой за обучение, а до этого она платила с зарплаты. Я 5 лет учусь в институте, а вещи ношу с 10 класса, мне только куртку раз купили, несколько рубашек и ботинки зимние, причем мама их себе брала, а потом мне отдала. А сестрам каждый год покупают в конце лета, осенью зимой. В этом году про меня вспомнили. Поехали покупать вещи сестрам, а у меня мама сказала все есть. Позвонил папа сказал, чтобы я на себе не экономила и чтобы куртку кожаную купила. У меня с 10 класса была коженка и она сзади у шеи стала осыпаться кожа и я так ходила. Сказала об папиных словах маме, она говорит зачем тебе куртка и где ее сейчас найти. На удивление мне купили куртку и даже одежду посмотрели, но когда я надевала одежду мама мне говорила в целом хорошо но только живот торчит, в другом руки толстые, лицо у меня очень круглое. Я одевала и чуть бы не плакала, но понимала что если начну психовать мне же будет хуже. Я смотрела на себя в зеркало и начала видеть себя толстой. Говорила подруге она меня разубеждала что это не так. Я вешу 54 кг. Но я счиьаю себя толстой. Мама записала проверить зрение себя, младшую и старшую сестру. А меня попросила их отвести. А мне проверять видимо зрение не нужно, я просто шофер. Потом мама договорилась младшей поставить брекеты, у старшей уже были брекеты. Мне не нужны ни вещи, ни очки, ни брекеты, просто сам факт мне делает больно. Я просто чувствую, что я не часть семьи, что я там не нужна. У меня еще крутится в голове одни слова. Как-то на какой-то праздник выпивали и мама немного переборщила большая часть гостей уехала и начались душевные разговоры. И я сидела рядом и тоже слушала. Мама говорила, что когда мной была беременна, папа узнал и договорился в больнице сделась аборт, а мама сбежала и несколько дней жила у знакомых. Потом приехал папа и сказал, что не будет уговаривать делать аборт. Вот периодически я вспоминаю этот рассказ. я начала задумываться, что я нежеланный ребенок. Мама было тогда беременна двойней, я родилась недоношенной, а второй ребенок не родился. Я все время думаю, что у меня могла быть еще одна сестра или брат и я думаю почему я одна выжила. Бывают моменты, когда я чувствую, что меня любят, но их так мало. Поэтому я часто обижаюсь и испытаваю боль. Я с младшей сестрой хорошо общаюсь, со страшей нормально. Но старшая все про меня рассказывает маме и потом меня могут ругать. Младшая сама поняла, что я курю одноразки. Говорит в школе в туалете такой запах типо как духи как вишня, она просто знает этот запах и догадалась. Нашла их и мне ничего не сказала. Потом сказала, что я их забыла, а мама убиралась и чуть бы не нашла. Малая их перепрятала. Маме она сказала, что не расскажет. У меня было желание старшей сестре рассказать но она все расскажет маме. У меня было желание и маме рассказать, надоело как подростку прятаться, но младшая сестра и подруга говорит не надо, что потом мне опять будет плохо. Я не знаю как все невоспринимать близко к сердцу. Мне подруга говорит не думай , не воспринимай, забудь, а я не могу.
Автор вопроса: Мария Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Мария!
Очень тронуло Ваше письмо, благодарю за откровенность и подробное описание ситуации. Сколько в письме искренней боли и недоумения, почему Вас так воспринимают в семье! Как сильно Вы нуждаетесь в элементарных, казалось бы, вещах: забота, доброе слово от самых близких! Как сильно страдаете от того, что Вас словно исключили из семьи, при этом пользуются Вами при каждом удобном случае!
Вы пишете, что Вы средний ребёнок. В психологии есть научное исследование о том, как порядок рождения детей влияет на развитие личности и на взаимоотношения («сиблинговая позиция»). Вы очень чётко описали действие этой теории на примере из собственной семьи.
Старшая сестра раньше других появилась в семье, она считает себя промежуточным звеном между родителями и остальными детьми (своего рода заместителем родителей), когда-то была единственной, а потому считает, что у неё больше привилегий, но и больше ответственности, её детство бывает самым коротким. Она была вынуждена, будучи ребёнком, помогать родителям с другими детьми. Родители поэтому оправдывают отсутствие её помощи по дому: «она работает, она устала».
Младшая сестра пока учится в школе, мать оправдывает отсутствие у неё обязанностей тем, что она маленькая, всё испортит, неправильно сделает. Это не значит, что младшую не нужно приучать к обязанностям, навыкам самообслуживания. Но её могут ограничивать и опекать гораздо дольше, чем старших детей в семье, не позволять ей самостоятельности. Так родители продлевают свою значимость («пока младшая ничего не умеет, не взрослеет, она зависит от нас»).
Позиция среднего ребёнка в семье как раз и бывает самой уязвимой, хотя вроде бы «в серединке» должно быть комфортнее. Средний ребёнок вынужден отдуваться за две роли одновременно. На практике именно среднему достаются чаще не «плюшки» от двух соседних позиций в виде заботы и предоставления свободы, а наоборот: ответственность от старшего и родительский контроль во всём - от младшего. Эдакая позиция Золушки в семье, которая вряд ли добьётся от родных иного отношения, пока живёт в этой семье и зависит от её одобрения.
Среднему ребёнку часто достаётся три пути: 1) прислуживать родителям в надежде выпросить их любовь, 2) соперничать с братьями/сёстрами в надежде их «вытолкнуть из гнезда», остаться одному, выбить любовь из родителей, 3) понять, что эту ситуацию исправлять как факт бесполезно, а полезно проработать свои боли и обиды и искать любви не у родителей.
Отдельного внимания заслуживает и то, что родители не хотели Вашего рождения, что у Вас был двойняшка (брат или сестра), который погиб, не родившись, и Вы сама родились раньше срока. Здесь может крыться ответ на вопрос, почему Вы так настойчиво ищете «родную душу» в семье и не находите её, почему в семье Вас словно не видят как равноправного члена семьи.
В рамках бесплатной дистанционной консультации такие серьёзные вопросы не решаются, Вам нужна индивидуальная очная работа. Могу только задать направление, где Вам с этим вопросом помогут. Вам нужен опытный психолог-расстановщик, который развяжет Вас с погибшим двойняшкой, позволит Вам занять своё место в семейной системе, в Роду, позволит снять с себя обиды на семью.
Вы можете чувствовать бессознательную связь с тем ребёнком, который принял на себя слова родителей про аборт (родительское пожелание смерти). Его нет, а Вы выжили.
Вашей вины в этом нет, Мария! Это - дела Ваших родителей, которые тогда, вероятно, находились в сложных условиях жизни, имели трудности во взаимоотношениях. Это были их решения и их ответственность, не стоит их за это осуждать, наказывать, они поступали как могли. Ваша мать, несмотря ни на что, сделала всё, чтобы Вы имели шанс жить. И Вы его получили именно благодаря её действиям. Благодарите её за это, какой бы она ни была.
Погибший ребёнок, с которым Вы какое-то время были рядом в утробе, был наиболее близок Вам физически, возможно, Вы это помните на клеточном уровне и словно ищете его до сих пор. Его судьбой была ранняя смерть, в этом была его миссия, предназначение, этим он закрывал свои вопросы, неведомые нам.
Купите саженец дерева, которое Вам нравится, посадите его так, чтобы дерево никому не мешало, со словами «я тебя вижу, я тебя помню, я тебя принимаю». Дайте этому дереву какое-то имя по своему наитию - как нерождённому брату или сестре. Вы понимаете, что это не брат и не сестра, а дерево, но Вам нужен этот символический образ утраченного близкого, дайте этому образу возможность пожить с Вашей помощью, хоть в виде дерева, столько, сколько будет ему отпущено.
Вы остались, несмотря ни на что. Значит в этом тоже есть свой смысл, который Вам стоит только осознать. Давайте поищем, на что можно опереться прямо сейчас даже в такой семье, где Вы не получаете столько поддержки и заботы, сколько Вам нужно.
Эта ситуация жестока по отношению к Вам, но она дана Вам не просто так. Необходимо её понять, принять и вычленить из опыта для себя важные и полезные уроки.
Вашими сильными сторонами личности является высокая чувствительность, дипломатичность, адаптивность, способность сопереживать, готовность взаимодействовать, наличие широкого спектра навыков. С такими качествами Вы - ценный друг, партнёр в отношениях, сотрудник в коллективе.
Нужно только помнить, что можно незаметно поменять шило на мыло - заменить эксплуатацию Вас в семье не её же, но уже в других отношениях, для этого нужно учиться отслеживать свои состояния, чтобы вовремя выходить из режима «Золушки».
Конечно, Вам обидно, когда родители Вас приглашают приехать помыть посуду и ещё попрекают неблагодарностью. Но, во-первых, Вы ведь имеете выбор: ехать/не ехать. Почему Вы выбираете первое? Для чего это Вам?
Во-вторых, когда человек делает то, что ему не нравится, то значит тут есть для него какая-то вторичная выгода. Почему Вы погружаетесь в обиды, злитесь на родителей, на сестёр, но упорно приезжаете помогать? Может быть для Вас приятнее быть «хорошей», пусть даже будучи используемой в хозяйстве, чем быть «плохой» в семье, отстояв своё мнение? Какое ощущение даёт Вам это?
В-третьих, обязанности по дому могут быть для Вас тренажёром для выстраивания личных границ. Вы, возможно, запрещаете себе негативные чувства к семье, но они в Вас есть. Поэтому, соглашаясь приехать мыть посуду из другого города или поработать извозчиком, Вы провоцируете нарушение своих границ, а потом с помощью этой ситуации Вы разрешаете себе проявить и почувствовать праведный гнев в отношении близких, которые к Вам несправедливы (гнев тоже должен присутствовать для выстраивания личных границ, сепарации).
Выбирая курение и алкоголь, как способ хотя бы так самой себе показать свою независимость, Вы словно сами себя загоняете в тупик, ведь Вы не делаете это открыто, Вы прячетесь как подросток. Если это Ваш осознанный выбор взрослого человека, то стоит подумать и над тем, почему именно такая «подростковая форма протеста» выбрана для демонстрации взрослости. Нет ничего предосудительного в том, чтобы выпить спиртное, если есть повод, и даже покурить, если очень хочется, под настроение, главное, чтобы это не превратилось в навязчивую зависимость, единственную радость в жизни или форму проявления взрослости.
Даже в мытье посуды и «подработке семейным шофёром» есть ресурс для Вас, он пригодится Вам в будущем - мать тем самым говорит, то доверяет именно Вам, то есть это её признание Вашей компетентности, способностей, умений.
Вы пишете, что живёте в другом городе, учитесь в институте и приезжаете к родителям. Вы работаете или пока только учитесь? Обучение платное? Если да, то кто за обучение платит? За Ваше проживание в другом городе? Вы возите родню на своём автомобиле? Или Вам его купили/отдали родители?
Если платят за учёбу родители, если это их машина (или деньги на её покупку), то, вероятно, они так проявляют заботу о Вас. Но Вам как раз нужна именно забота, а "не вещи, не брекеты, не очки", как Вы пишете. У вас могут быть разные языки проявления заботы. Вы пробовали говорить матери о том, что Вы чувствуете, в чём нуждаетесь в отношениях?
Мария, когда Ваша мать говорит Вам обидные вещи о Вашей внешности, помните, что это она говорит не Вам, а, скорее, самой себе - в тот период, когда забеременела Вами. Это сложно объяснить в двух словах, но это так устроено: видя Вас, она думает всякий раз о том времени, когда Вас зачали, Вы как живое напоминание о тех сложных временах. Она переживала тогда, смотрела на себя в зеркало, как у неё растёт живот.
Вы же можете сами своими глазами видеть себя в зеркале, узнать независимое мнение значимых для Вас людей о Вашей внешности. Вы понимаете, что при весе 54 кг Вы ну никак не можете быть толстой! Если дело в том, что Ваша мать покупает Вам одежду с китайскими размерами, которая на Вас не налезает, лишь бы только сказать «какая ты толстая, живот торчит», то в этот момент Вы сама должны быть объективной и понять, что мать сейчас говорит неправду. Прямо проговаривайте себе всякий раз, что мать сейчас говорит не о Вас, она смотрит не на Вас, возможно, она видит себя беременную, осуждаемую всеми, сбежавшую от мужа, тогда она потеряла одного ребёнка и чуть не потеряла второго.
Нет смысла доказывать что-то родителям, сёстрам, Мария. Ваша самореализация лежит за пределами семьи. Вы можете быть успешной, если перестанете лишать себя права на радости, если перестанете постоянно уступать другим, жертвовать своими интересами и потом страдать от этого, если перестанете требовать от людей доказательства того, что Вас ценят, любят.
Вы прекрасны, у Вас важная миссия, которую Вам ещё нужно осознать. Возможно, таким сложным путём вырабатывается мудрость души, чтобы Вы смогли потом помогать другим людям, за это получать их благодарность и любовь.
С уважением,
Наталья
По вопросам индивидуального приёма - смотрите контакты в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсап +7 (девять два пять) 525 0023 или телеграм t.me/psycholog1909