Как поступить мне, если я поссорилась с дочерью взрослой из-за зятя и моих рекомендаций?

Вопрос психологу:
У меня взрослая дочь, 32 года, в первом браке не срослось у неё с мужем, повторно решила жить в гражданском браке и родила дочку, ей сейчас пол годика. Дочь у нас с мужем второй ребёнок, её безумно любит отец, то есть мой муж. С детства она росла послушным ребёнком, школу закончила с золотой медалью, поступила в мед институт, и сейчас работает в клинике врачом-косметологом. Денег зарабатывает прилично. Но после развода она решила связать свою жизнь с молодым человеком, который отсидел в тюрьме 8 лет. Ну мы с отцом как бы не стали ей мешать, чтобы потом не быть виновными. Забеременела она сразу и сразу же стала с ним жить. Она взяла сама ипотеку, купила однокомнатную квартиру, машину купила. По началу всё было хорошо пока она не родила. Прям перед родами мы с отцом решили, что мне нужно будет ей помочь с ребёнком хотя бы первые три месяца, и я переехала к ним когда она ещё была в роддоме. Я начала генералить квартиру. За всё время, что дочь лежала в роддоме этот "зять" ни разу не сходил в роддом и не проведал мать его ребёнка, уже в последний день она попросила его привезти воды, он согласился, но потом спросил, может она попросить какую нибудь подругу, но ему пришлось всё же самому это сделать. Правда на следующий день выписки он нанял и аниматоров и оператора снимать видео на память, очень красовался на камеру. Были на выписке и мы, родители и наш старший сын. По приезду домой в квартиру, конечно ничего не было накрыто на стол к чаю, никакого чая, ни шампанского, словом голо. Прошла съёмка в квартире, здесь сидят и его друг, который привозил их из роддома, и подружка дочери, мы все семьёй, а он говорит, ну всё, я поехал на работу. Дочь сама заказала торт привезли и шампанское. Но это оставило у меня неизгладимое впечатление, это уже второй звонок был. Далее начались будни, дочь на пятый день после родов приступила к работе и я сама с ребёнком и день и ночь. Но потом был конфликт с этим Алексеем, так зовут избранника моей дочери, я попросила его уменьшить холод в холодильнике, он всё равно почти пустой, а морозит сильно. В ответ ноль, тишина. Я попросила дочь, она ему переадресовала, он с психом начал это делать. Я вспылила и прикрикнула на него, за что в ответ в диком его оре услышала многое о себе. Дальше он начал всё делать мне на зло. Так прошли мои мучительные три месяца. А совсем недавно мне пришлось опять три дня сидеть с внучкой и с этим Алексеем, так как дочь уехала по работе в Москву. Да, кстати, мы с мужем живём в другом городе, я приезжаю сама на автобусе к ним, либо сын меня привозит. Так вот ночью, когда мы спали, я услышала что ребёнок икает, я проснулась, и почувствовала холод, смотрю, а он открыл настежь окно, сам укрытый, на улице было всего 10 градусов тепла. В квартире холод. Я потихоньку зашла, закрыла окно и прикрыла дверь. Ему ничего не сказала, ни за ни против. А уже дома когда спала, то проснулась в половине третьего, первая мысль, что они спят перед открытым окном и дитё лежит там и мёрзнет в мокром памперсе. Ели дождалась утра, утром дочери отправила голосовое сообщение, не скажу что оно было милым, естественно с рекомендациями. Тут же пошли звонки, сначала я не поднимала трубку, но часа через два я ответила. И от дочери, от которой раньше я никогда ничего подобного не слышала, я услышала столько гадости, и что я больная, что меня надо лечить, что у меня завышенная самооценка. И договорилась в конце уже до крайности, что больше никогда не обратится ко мне за помощью, и чтобы я их оставила в покое, и так далее. Вот уже прошло пять дней, не звонит. Но и я обиделась. Вот такая моя грустная история.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 60

На вопрос отвечает психолог Сурганова Анастасия Анатольевна.
Ирина, здравствуйте!
По Вашему письму я почувствовала, как Вы переживаете за свою дочь и, конечно, желаете ей только самого лучшего. Вы стараетесь помогать ей, подсказывать, давать советы, как правильнее поступить, но дочка уже в том возрасте, когда отношения должны строиться не в формате «родитель-ребенок», а в формате «взрослый-взрослый».
В определенный период у каждого человека происходит сепарация от родителей (на физическом, бытовом и эмоциональном уровнях), причем это двусторонний процесс – ребенок отделяется от родителя, а родитель отпускает его. В Вашем случае сепарация не пройдена до конца именно в эмоциональном плане.
Обратите внимание, Ваша дочь – самостоятельная личность, она многого добилась, у нее высокооплачиваемая работа (она ни от кого не зависит в материальном плане), есть семья. Однако Вы все равно видите в ней маленького ребенка, который не способен правильно принимать решения (выбирать мужа и строить с ним отношения, заботиться о ребенке и т.д.), Вам важно влиять на эти процессы, быть максимально вовлеченной в семью дочери. У нее, в свою очередь, такие Ваши действия вызывают лишь раздражение.
В Вашем рассказе мне слышится желание контролировать жизнь дочери: «Прям перед родами мы с отцом решили, что мне нужно будет ей помочь с ребёнком хотя бы первые три месяца…» (решили Вы или дочь попросила?), «Я начала генералить квартиру» (это была просьба дочери или Ваша инициатива?), «утром дочери отправила голосовое сообщение, не скажу что оно было милым, естественно с рекомендациями» (Почему «естественно»? Дочь запрашивала у Вас советы?).
Какие бы претензии у Вас ни возникали к избраннику дочери и организации ее семейного быта, это ее выбор и ее возможные ошибки, от которых ее не нужно уберегать. На текущем этапе жизни это уже не Ваша задача.
Прежде всего, Вам стоит перестать высказывать свои советы и недовольство жизнью дочери. Исключение составляют только те советы, о которых дочь сама попросит. Это и есть уважительное отношение взрослого человека к взрослому – спокойно принимать выбор и решения другого и не критиковать их.
И второе, не менее важное, – сконцентрировать внимание на своей жизни. Когда дети вырастают, и у них появляются свои семьи, это прекрасное время начать жить в свое удовольствие и развивать отношения со своей второй половиной. Какие у Вас взаимоотношения с мужем? Как их можно улучшить? Подумайте, какие у Вас есть интересы. Чем можете заняться в свободное время? Выделяете ли время чисто на себя (свою внешность, приятные моменты, встречи с подругами)?
Взрослые дети часто сами начинают тянуться к родителям, у которых своя насыщенная интересная жизнь. Такие отношения будут строиться на дружеской основе – мы два взрослых человека, мы общаемся на равных, и нам есть чем поделиться друг с другом.
Ирина, искренне желаю Вам прийти к взаимопониманию с дочерью. Обращайтесь, если будет необходимо дальнейшее сопровождение в проработке Вашей ситуации.