Глубокий конфликт с дочерью 38 лет, как указать ей на явные ошибки?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Читаю ваши публикации и понимаю, что это обычная современная практика отношений между родителями и детьми, вообще, и матерей и взрослых дочерей в частности. Но от этого ничуть не легче.
У меня две дочери, старшей 47, младшей 37. Старшая живёт с 1998 года в Москве. Замуж вышла в 32 года, родила почти в 34. Сына. Ему сейчас 14 лет.
Старшая всю жизнь обижается на меня за то, что я её в 20 лет отправила учится в Россию - оставила, видите ли, одну!
У неё с 12 лет развилось ожирение, а с ним и комплексы, в которых она тоже до сих пор обвиняет меня. Раньше я раз в год приезжала к ней в Москву, но каждый раз уезжала через 3 дня - она обязательно начинала упрекать меня за её "несчастное" детство, затевала ссору. Последние 3 года мы с нею почти не общаемся. Я перестала звонить сама, и она почти не звонит. В общем - совсем отдалились друг от друга. Младшая дочь была более близка со мною (это тоже постоянная причина для упреков старшей - ты её всегда больше любила, чем меня). Она вышла замуж дважды - в 26 и в 27 лет. Во втором браке родила дочку. Я помогала с ребёнком с ребёнок, вышла на пенсию и занималась с ребёнком перед школой и в 1-2 классе. Ребёнок очень способный, отличница, во втором классе получила призовые места на олимпиаде по всем предметам, и первое место в школе по сказочной викторине. Моя младшая дочь вместо благодарности за помощь с ребёнком постоянно высказывала претензии, недовольство, часто скандалила со мною. Это очень огорчало мою внучку. Поначалу ребёнок постоянно говорила - мама, нельзя так разговаривать со своей мамой, она же твоя мама! Я очень устала от этой ситуации и после очередного скандала сказала, что больше не буду смотреть за внучкой. После чего у ребёнка сменилось 8 нянь в течении одного учебного года. Третий класс она закончила отлично, но на олимпиаде и в викторинах не заняла никаких мест. Но это неважно. Важно, что моя дочь, такая какая она есть, вредит ребёнку. Портит её, прививает неправильные ценности. Мы теперь видимся очень редко, но я каждый раз вижу очередные изменения в поведении ребёнка.
Недавно моя дочь вдруг ни м того ни с сего изъявила желание прийти ко мне в гости (видимо поссорилась с мужем, не иначе, она всегда так делает).
Пришли, попили чаю и блинчиками. Дочка начала, противно хихикая, поддразнивать внучку, намекая на её отношения с мальчиком-одноклассником. Несмотря на протесты внучки, которая чуть не плача, просила - ну мама, ну хватит, ну не говори!!!! Дочь, однако, не унималась и все продолжала эту глупость! Я еле содержалась, постаралась отвлечь обоих каким то вопросом. Они ушли, но эта ситуация не шла у меня из головы. Когда дочь позвонила дня через три, я напомнила ей об этом случае и сказала, что нельзя смеяться над чувствами ребёнка. В ответ получила привычное - это что? Это опять критика?! Ну все, пока!!!
Очень болезненно воспринимает любое моё слово, все для неё именно ненавистная критика - не материнский совет, а именно то, что она больше всего ненавидит!!!
Как сложно, Господи!
Подскажите пожалуйста, как с нею общаться? Как указать ей на явные ошибки?
Она очень неглупая девочка, школа, музучилище,, иньяз - отличница, медалистка, красный диплом. Но живёт очень сложно, всегда проблемы во взаимоотношениях на работе, не удерживается нигде. Я прекрасно понимаю, что это издержки моего воспитания, по сути мои лети повторяют мои проблемы, мою жизнь. Это так больно и страшно - я чётко вижу, что все повторяется!
Подскажите посоветуйте.
Заранее благодарю вас.
Автор вопроса: Джемиля Возраст: 65

На вопрос отвечает психолог Золотарева Людмила Юрьевна.
Добрый день, Джемиля! Извечный вопрос "отцов и детей", что же мы - родители делаем не так? Чаще всего мы не даём совет, а навязываем своё мнение. Мы можем не сколько раз повторить этот совет, и сказать: вот сделала бы так, как я сказала, не было бы этого! Это я написала как пример.
Вспомните себя в их годы, вы всё делали, как говорили ваши родители? Дело в том, что каждый человек хочет, чтобы всё происходило, как он хочет, но так не бывает! Чтобы понять свою ошибку, нужно её совершить. Вы совершили свои ошибки и теперь, вам виден результат. Дочь ваша ещё этого не видит, она просто делает, как хочет.
Я понимаю ваше беспокойство, но вы вмешиваетесь в жизнь другого человека и ждёте, чтобы она сделала, как вы считаете нужным, но она ведь так не считает!
Когда мы становимся родителями, мы являемся примером, эталоном для своих детей, и нам хочется всё время прибывать в этом статусе. Но дети взрослеют и им становиться видно наше несовершенство. Статус наш меняется, и отношение наших детей к нам тоже. И это повторяется из поколения в поколение.
Когда нам указывают на наши ошибки, как вы думаете нам это нравиться? Мы хотим продолжать общение? Думаю, что ответ будет - нет.
Поэтому не нужно тыкать носом, в то, что и так не совершенно.
Что же делать? Попробуйте вместо поиска ошибок, находить их достоинства, и на основании их достоинства давать советы.
Какие шаги еще можно предпринять? Первое - не лезть, не указывать правильный путь, не осуждать.
Второе - попробуйте рассказать через сравнение. Например: читала рассказ (или знакомые рассказали подобное) там был такой же случай, но сделали они вот так, получилось вот это. Интересно, а как было бы у нас? Попробуй рассказать о себе, что вы сожалеете, о том что так поступили, и получился такой результат, а хотелось бы, другого ( какого). Мы родители не любим признавать ошибки, и извиниться перед ребенком, а дети порой тоже ждут, чтобы мы признались и высказали свое сожаление. Им это тоже важно. Родитель мог невзначай обидеть их, но сожалеет ли он об этом? В так получается, что родители всегда правы, а ребенок нет.
Часто ли вы сами спрашиваете совета у своих дочерей? Когда мы родители, спрашиваем совета, мы показываем своё доверие к ним. Они видят, что мы тоже прислушиваемся к их советам, и нам не всё равно, что они думают по этому поводу. Так шаг за шагом вы будете сближаться со своей дочерью.