Жутко раздражает мать. Меня трясет до поднятия давления. И общаться с ней нормально не могу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Мне 38 лет.. Меня жутко раздражает моя мать . Я испытываю жуткую агрессию .Контролировать это никак не получается . Началось это все когда мне было примерно лет 30 . В тот момент я переживала болезненное расставание с любимыми человеком и мать без конца пыталась меня убедить , что я должна быть с этим человеком, так как он иногда дает мне деньги , помогает и ей было наплевать что испытываю я. Человек вел двойную жизнь и оказалось у него была девушка уже 7 лет и я 3 года. В то время я почувствовала первое раздражение в адрес матери , иногда могла сорваться на нее. Мать с определённого момента воспитывала нас с братом одна, потом вышла замуж . Отчим был для нее всем! Опекала его как ребенка . Брат мой практически скитался , ночевал то у бабушки , то на ферме , то приходил домой , спал на полу , своего уголка у него не было . Мать только орала на него , ну и на меня тоже , не смотря на то что практически все обязанности по дому были на мне . И в магазин ходила я и по всем вопросам касаемо документов, оплат коммуналки и вообще все делала я . Я считаю что детства у меня не было . Дома был огород, поливала его я, воды у нас не было , носила ведрами с соседней улицы. Дома так же были поросята, куры , я их кормила . Ходила на ферму за молоком ,по несколько рейсов , иногда поздней ночью ... Пожалеть никогда , поговорить никогда ... Ни разу таблетки не дала ( это я только сейчас , в момент когда пишу этот текст, поняла это). Мать жила только отчимом . В итоге он начал сильно пить. Она продолжала няньчить его как ребенка , ну и в конце концов так вышло , он ушел к другой женщине.
Я вышла замуж . Второй раз . В 31 год. Родила ребёнка. И с первого дня , после родов , моя мать начала приходить к нам домой ежедневно. Она вдруг решила что я сама с ребёнком не справлюсь. Моему старшему на тот момент было 14 лет .. То есть как то я справлялась ... В общем начался АД для меня . Ежедневные визиты. Мать начала меня жутко раздражать. В первое время я пыталась сдерживаться чтоб не обидеть ее.. Но потом начала срываться , говорить что я хочу быть с ребёнком одна , что устала от визитов ежедневных. Ребёнок отказывался выходить из дома из за нее. В гости мы не ходили с ребёнком, не гуляли вдвоем никогда, днем я не могла никогда с ним прилечь отдохнуть . Были моменты когда я ее заранее предупреждала что мы уйдем с ребёнком на праздник , она приходила все равно и ребёнок закатывал истерику и мы оставались дома . Говорила с ней , она смотрела как ребёнок на меня , обижалась , уходила , но на следующий день возвращалась со словами Я не к тебе пришла, я к ребёнку. Дома истерики ежедневно. Ребёнок на ее глазах рвал шторы , раскидывал что то, она смеялась , поощряла . Вход в дом каждый раз сопровождался словами: Да что ж у вас за кошмар в доме, да что за бардак , да что ж за дурдом и бегом хваталась убирать ! Я постоянно просила не лезть, говорила что сама разберусь , сама уберу когда мне нужно . Но это было бесполезно. Раз в два -три месяца я срывалась на нее и орала до истерик ! Чтоб она сидела дома , нашла себе занятие , что моя жизнь невыносима! Она уходила дня на два и потом возвращалась опять , заходила в дом , на меня не смотрела , шла к ребенку со словами : ничего мой маленький, ничего.. Все будет хорошо, все хорошо . До жути раздражало когда ребёнок разбросает игрушки и она начинала кричать , что наделал , мама орать на нас будет , мама нам устроит , мама нас убьёт ! Хотя я не против разбросанных игрушек !
Часто так же звучало :мама у тебя злая , мама плохая, на бабулю ругается, ну ничего , пойдем отсюда на улицу , пойдём чтоб маму не бесить и тд... Продолжалось это примерно 3 года ... Потом случился КОВИД. Она месяц не заходила к нам в дом , но приходила ежедневно и просто стояла у окна и общалась через стекло с ребёнком... Потом она стала опять приходить, но я стала все чаще и чаще давать ей понять что ходить ко мне и лезть везде не нужно . ( так как постоянно лезет , трогает вези, убирает их , посуду куда то убирает , что я найти не могу и тд.)
Сейчас ежедневных визитов нет , но когда она приходит , меня трясет от нее. Даже когда я сама попрошу посидеть с ребёнком. Меня трясет до поднятия давления . И общаться с ней нормально не могу . До жути она меня раздражает. Тем что лезет везде. Тем что все вокруг все ей должны , Что понятия у нее нет , что прежде чем войти в чужой дом , нужно постучать ( не только мой) Если ей что то нужно , человек не имеет право ей отказать в ее просьбе , все плохие , твари , мрази и тд.
Как мне избавиться от этого жуткого чувства злости , раздражения?
Если я знаю что мать будет в моем районе , то это естественно она зайдет в гости и останется для вечера , то меня трясёт весь день!
И вообще стук калитки вызывает злость , я боюсь что она придет ... Я живу с этим уже шесть лет ... Что мне делать ? Ежедневно я нахожусь в напряжённом состоянии! Так как знаю что в любой момент она может заявиться не предупредив. Я понимаю что веду себя скорее всего как подросток , но сделать с собой ничего не могу.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Здравствуйте, Ольга!
Эта реакция на мать говорит о том, что вы в полном и абсолютном слиянии с ней. А ведь кажется, совсем наоборот: у вас поднимается давление, вы возмущаетесь, агрессируете, отталкиваете... Это вовне. А внутри - вы накрепко связаны.
И это неудивительно: у вашей мамы, судя по всему, гипертрофированное материнское чувство, раз даже к мужчине она относилась как к ребенку. Возможно, это ее способ быть полезной и повышать свою ценность.
Но мы говорим о вас.
"Как мне избавиться от этого жуткого чувства злости, раздражения?"
Для начала важно понять это чувство: оно, как правило, вторично, скрывает нечто более глубинное.
Если есть сильная обида (а она есть, судя по вашему сообщению), то бессознательно вы остаетесь в детской позиции "Жертвы" (таблетки не дала, загружала работой), а мать - в роли "Агрессора". Эту обиду важно сознательно проживать (часто в терапии). И выходить в позицию взрослую. Вплоть до того, чтобы забрать ключи, не открыть дверь, не снять трубку.
Но для такого поведения важно ВНУТРЕННЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ЭТО. Из детской обиженной позиции это невозможно. Ну, или на какое-то время.
ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ БЫТЬ "плохой", "отвергающей", "холодной" - потому что ваша мама склонна манипулировать внуком ("посмотри, мама плохая, бабуля хорошая"). И вас эта манипуляция ранит - потому что вы пока не можете согласиться с тем, что вы бываете "плохой", что позволяете себе не быть должной ей.
На глубине это может быть непереносимое чувство вины, как ни странно это звучит. Парадоксально, но часто мы в таких ситуациях чувствуем... вину. "Мамочка, я так старалась быть для тебя хорошей, прости, что не получилось. И воду таскала, и огород поливала, и по хозяйству... А ты на меня все равно орала. Я так хотела, но не смогла быть хорошей для тебя". Это тоже из той, детской, позиции. Это то, что часто стоит за раздражением и агрессией. Внутренний ребенок отчаялся "быть хорошим" - начинается "подростковый бунт". Это часть процесса. Кстати, родитель часто безошибочно считывает это чувство вины - и с удовольствием обвиняет, стыдит, "смотрит как ребенок", призывает свидетелей. В общем, играет в игру: "Смотри, что ты делаешь со мной". Это манипуляция, но она НЕВОЗМОЖНА без крючка У ВАС ВНУТРИ. Здесь не про то, что мама ваша - изверг, а про бессознательный сценарий, очень типичный.
Повышается давление от присутствия или мыслей о матери. Тело реагирует стрессовой реакцией. Это, возможно, стресс от бесцеремеонного вторжения, игнорирования вас настоящей. И это, кстати, - форма психологического насилия.
Вам важно ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ ставить себя, свои интересы на первое место. Так и происходит взросление, отделение от матери. Даже не ребенка на 1 место - а себя. Это невозможно из детской позиции, поэтому важно - дорастить себя. Стать вначале себе - доброй любящей мамой.
Я коротко рассказываю суть терапии, это сложно пройти в одиночку. Потому что раны в отношениях лечатся - только новыми исцеляющими отношениями. Новым опытом принятия и проживания настоящих чувств. Ведь в ситуации с молодым человеком - мама была не на вашей стороне, и вас ранило это ИГНОРИРОВАНИЕ ВАШИХ ИСТИННЫХ ЧУВСТВ.
И тогда в терапии я часто задаю клиенту вопрос: "Когда и с кем вы игнорируете - свои чувства?" Это обязательно происходит. Всегда. Поэтому важно:
а) давать место любым своим чувствам;
б) выбирать себя;
в) даже если этот выбор кажется "ужасным" ("лишаю ребенка бабушки", "не уважаю мать", "неблагодарная и черствая" и так далее);
г) понимать, что, выбирая себя, вы даете возможность и маме стать другой.
Надеюсь, что-то прояснила в этом ответе для вас.