Натянутые отношения с мамой, непринятие ею моей жизни. Как перестать зависеть от ее мнения?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 25 лет. Сама я с Кавказа, родители воспитывали детей в семье в духе "надо всегда слушаться старших" и "о тебе будут плохо говорить..." Я всегда была послушным ребенком, старалась не разочаровывать родителей, в основном маму, отец особо не принимал участия в нашем воспитании. Мама хоть и современная женщина, но всегда старалась давить на меня психологически если я на что-то имела свое мнение( в духе "у меня из-за тебя сердце" или "из-за тебя будут говорить что я плохо воспитываю детей" и т.д.). С возрастом я поняла, что я совершенно не тот человек, которого из меня пытались "слепить". Мама воспитывала меня скромной, послушной, тихой девочкой, а я в душе хотела быть яркой, женственной, веселой. Мама всегда критиковала таких и говорила, что такие девочки легкомысленные и о них плохо думают. Отделившись от родителей (переезд на учебу в Москву) я стала бунтовать, спорить, отстаивать свое мнение. Мама это все видела и не хотела терять контроля, постоянно манипулировала, что ей плохо или мне плевать на нее. После моего замужества (которое тоже произошло против ее воли и мнения) мама поняла, что точно потеряла контроль, но все равно не прекращает свои манипуляции. Она как будто не готова смириться с тем, что я взрослая, самостоятельная личность, у которой есть своя жизнь. Мне кажется, она видит во мне ребенка, который обязан ее слушаться во всем, она как-будто беситься с того, что я не такая как она и у меня совершенно другой характер и мнение на все. Также она часто любит критиковать мое поведение, мой стиль одежды, мое окружение или то, что я делаю, говорит вещи, которые меня задевают, а потом утверждает, что просто я так воспринимаю. Ей не нравится, что я веду свой небольшой блог о жизни, который видят другие родственники. Она хотела, что бы я его закрыла, опять таки пытаясь надавить в духе "я не хотела бы, что бы моя дочь вела блог, который видят все, это обсуждают, мне скажут, что я плохо воспитала детей, меня будут обсуждать" (хотя это просто микроблог о жизни, путешествиях и т.д., где нет каких-то моих полуголых фотографий. У мамы у самой очень тяжелый характер, она не принимает ничье мнение, ни с кем не считается, всегда найдет к чему прикопаться. Из-за этого мне тяжело строить с ней теплые и доверительные отношения, она всегда начинает упрекать меня моими же ошибками, если я делюсь с ней. Иногда, это немного убивает мою уверенность в себе, я начиню задумываться, может я действительно неправильная, не такая, как все, что моя жизнь какая-то неправильная. Я не могу до конца раскрепоститься, дать волю своим чувствам, эмоциям, потому-что в какой-то степени боюсь выглядеть плохо в глазах мамы. Хотя я живу в Москве, а она осталась на родине. Я хочу понять, как мне окончательно перестать зависеть от ее мнения и не воспринимать ее давление, критику и попытки манипуляции. Буду рада ответу. Благодарю.
Автор вопроса: Линда Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Линда!
Ваше письмо говорит о том, что вы двигаетесь к ещё большему отделению от родителей, от мамы, и у вас хорошо получается. И все же периодически вас волнует непринятие мамы вашей жизни, и натянутые отношения. Какими чувствами это сопровождается?
Вы пишите " Она будто не готова смириться с тем, что я взрослая, самостоятельная личность, у которой есть своя жизнь. Мне кажется, она видит во мне ребенка, который обязан ее слушаться во всем, она как-будто беситься с того, что я не такая как она и у меня совершенно другой характер и мнение на все.", и хорошо осознаете, что и как происходит. Линда, это нормально! Взрослые люди, которыми вы с мамой являетесь, могут иметь разное мнение. И показателем, что слияние ослабевает будет спокойное отношение к мнению мамы. Она имеет право себя вести как хочет, иметь свои страхи, манипулировать, контролировать. А вы в свою очередь, можете иметь своё мнение, не соглашаться, делать так как считаете нужным. Чтобы отношения были не натянутые, а выходили на другой уровень, когда вы оба уже взрослых человека, нужно уметь поговорить открыто и честно, договариваться. "Мама, я ценю твое мнение, но считаю правильным сделать так то, я уже взрослая женщина. Не обижайся, но у меня такое мнение, оно может отличаться от твоего. Но мы все равно родные люди, я люблю тебя!" К такому разговору пробовать стремиться. То есть вы сами не обижаетесь, не вините себя, не корите, а спокойно понимаете, что мнения разные, это нормально! И это еще и маме можно говорить, чтоб она осознала тоже, насколько это будет возможно. Тоже перестраивалась, что вы уже не ребенок, а взрослая!
Если же, все таки у вас неспокойно на душе, вы раздражаетесь, злитесь, обижаетесь, вините себя, это говорит о том, что сепарация (в психологии - отделение) еще не завершилась. Еще идет этот процесс, можете об этом прочитать, самой поработать над этими состояниями, можно с психологом, это будет быстрее.
Но по письму читается, что у вас многое получается, вы переехали, живете самостоятельно, вышли замуж, это много! Вы молодец! Вы самостоятельная, умеете делать выбор! Да, мамино мнение, значит очень много, и все,что касается отделения не просто. И поэтому, раз мама такая, приходиться себе быть тем принимающим родителем, который, например, скажет " Тебе это платье очень идет!" , или "Твой блог - развивается и растет, подписчиков стало больше, меня смотрят, значит все ок, я молодец" . Линда, придется то, что не смогла дать мама, давать себе самой. Это большой труд, но того стоит. И постепенно, это войдет в привычку! Можете вести блокнот своих успехов и побед, даже самых маленьких! Так уверенность окрепнет и вам станет важно как вы выглядите в своих глазах, а уже не в маминых! Как минимум, нужно осознать принять, что мама такая, какая есть, и, возможно, никогда не изменится. Что вы чувствуете, Линда? А вы другая, и это нормально! Отследить чувство, которое сопровождает вас в этом.
Линда, это состояние, которое вы приобретете, будет влиять на отношения с мужем и детьми. Кто не сепарировался, не отделился, переносит это в свою семью. Поэтому работайте в этом направлении и если что обращайтесь к психологу, если нужна будет помощь.
Всего хорошего!