Трихотилломания. Я чувствую только вину и страх.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, моя проблема— трихотилломания. Это продолжается около 3-х лет, и я больше не могу так жить, очень хочу от этого избавиться, но не получается. Я правда стараюсь, но когда задумываюсь, руки сами тянутся. Я не испытываю удовольствия, мне не становится легче от своих действий, я чувствую только вину и страх, особенно в последнее время.
Я читала, что это начинается из-за проблем и т.д., но сколько раз я ни пыталась понять, что могло тогда случиться, я не могла вспомнить. Думаю, это не связано с какими-то переживаниями, потому что у меня ничего плохого в жизни не случалось. Я помню, как мне нравилось трогать вырванные волосы, так как некоторые из них были не гладкие, а какие-то волнистые, как будто кукольные. Вроде я хотела именно их убрать, потому что они были странные. Но потом я начала уже любые волосы рвать.
Еще мне кажется, что из-за того, что я постоянно их трогаю и тяну, волосы начали сечься. И у меня появилась ещё проблема. Я отрываю эти секущиеся кончики. Раньше я думала, что избавляюсь от них таким способом. А сейчас я понимаю, что от этого волосы только хуже, но уже просто не могу этого не делать. Как-то замечу боковым зрением и мне нужно его убрать. Или специально долго рассматриваю волосы. Вот когда я это делаю, мне вроде становится спокойнее, хотя тоже жалею о том, что опять их рву.
Залысин у меня почти нет, есть на затылке, но это почти на проборе, поэтому не очень понятно, насколько все плохо. Лысин нет из-за того, что часто волосы не полностью вырываются, а остаются короткими. И у меня они по всей голове, из-за этого незаметно, что волос меньше.
Мне жутко, когда понимаю, что несколько секунд назад я опять занималась этим, то есть я часто этого даже не замечаю, потому что это уже как привычка. Я очень на вас надеюсь, потому что так больше не может продолжаться. Спасибо вам заранее.
Автор вопроса: Эля Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Рязанова Дарья.
Эля, добрый день!
Спасибо, что обратились и написали такое развернутое описание Вашего запроса.
Я Вас понимаю, такая проблема как трихотилломания достаточно раздражительна и приносит в итоге дискомфорт. Очень хорошо, что Вы сами стали отслеживать, что у Вас появляется неконтролируемое желание выдернуть волосы (или кончики), как Вы отметили: «потому что это уже как привычка».
Как правило, трихотилломания формируется в детском и подростковом возрасте вследствие травмирующих событий. Это необязательно должна быть сильная травма, это также может быть и недостаток или, наоборот, переизбыток внимания родителей; возможно, какое-то из Ваших действий было воспринято неверно и у Вас сформировалось чувство вины; возможно, Вы хотели что-то донести до родителей, но Вам это не удавалось ввиду того, что родители были заняты или Вы боялись им это рассказать – причины и ситуации могут быть самыми разными. Важно понимать, что такая «привычка» формируется не потому что Вам нравится трогать волосы или обращать на них внимание, она формируется как копинговая стратегия для снятия напряжения и тревоги. Вы можете этого не осознавать, так как мысль, которая формирует ту самую тревогу, проносится в голове молниеносно – в КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) это называется «автоматическая мысль». В терапии задачей будет выявлять Ваши автоматические мысли с помощью определенных упражнений и ведения дневника для дальнейшего изменения Вашей реакции. Выявляя автоматические мысли, мы отслеживаем какие эмоции у Вас вызывает та или иная мысль, затем пробуем менять Вашу реакции.
Также, важно понимать, что не всегда нам нужно испытать страх или тревогу, чтобы произошла реакция (в Вашем случае – выдергивание волосков). Например, скука также может привести Вас к этим действиям. Важно отследить, что же скрывается за скукой: как правило это может быть чувство тревоги, связанное с нехваткой внимания, с предстоящими важными событиями и т.д.
Трихотилломания – это один из способов временно уйти от нежелательных ощущений, чувств или проблемы, временно облегчить свое состояние.
Вы упомянули, что это не приносит Вам удовольствия, наоборот, лишь вину и страх, а также не дает Вам облегчения. Здесь уже заработала Ваша осознанность – это первый шаг на пути к избавлению от этой привычки. Как таковое облегчение все же происходит на подсознательном уровне (то, что я Вам написала выше про копинг стратегию), сознательно же, Вы уже понимаете, что это Вам начинает доставлять дискомфорт.
Поэтому, уверенна, что Вы на правильном пути.
Конечно, здесь важны уточнения Вашей ситуации и тщательная проработка. Если у Вас будет желание, Вы можете обратиться за консультацией или же задать вопросы, которые у Вас возникли после прочтения моего ответа.
Со своей стороны хотелось бы Вам пожелать веры в свои силы и сказать, что Вы большая умничкка, что в таком юном возрасте относитесь к себе с любовью и проявляете желание разобраться в себе.
Буду рада услышать Ваш ответ.
С уважением, Дарья Рязанова
[email protected]