Как расстаться с мужем-тираном-алкоголиком.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Прожили с мужем 13 лет. Муж-тиран часто оскорбляет и унижает не только меня, но и детей. Особенно его агрессия и неадекватное состояние бывает, когда он в сильном алкогольном опьянении, а последние года стал часто уходить в запои. Решила расстаться с ним-устала страдать, появились проблемы с сердцем из-за постоянных стрессов и страхов...Но боюсь-получится ли расстаться с ним, так как зависима от него во всех планах-даже финансово, есть привычка и жалость, но понимаю, что это не жизнь, а мучение и для меня и для детей, у детей психологические травмы на всю жизнь, так как в пьяном виде они боялись и тряслись, когда он их унижал или грозился убить. Помогите пожалуйста выйти из больных отношений. Узнала недавно, что это созависимые отношения и нужно из них как-то выбираться. Но я морально слаба-не знаю, получится ли уйти от мужа-тирана или нет, боюсь, что будет тянуть магнитом к нему. У меня множество страхов и за свою дальнейшую жизнь и за его жизнь в том числе, за себя боюсь-как мы будем жить с детьми без него, особенно за финансовую сторону переживаю, за него переживаю, что с ним может что-то случиться, что он может погибнуть и я потом буду корить себя, что рассталась с ним. Подскажите пожалуйста, что делать...
Автор вопроса: Жанна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Жанна.
Ваша проблема подпадает под определения: созависимость, зависимость, абъюз, насилие и жестокое обращение, токсичные отношения…
И вы совершенно правильно уже определили трудности с которыми столкнетесь на выходе из таких отношений. Но! Разве жизнь ваша и ваших детей не стоят того, чтобы эти трудности преодолеть? Разве то, с чем вы сталкиваетесь в актуальной реальности и вынуждено справляетесь не сложнее?
Кто сказал, что вы слабая, когда так долго выносите происходящее?
Перспективы пугают лишь своей непредсказуемостью, не надежностью, отсутствием гарантий.
А ваша реальность на самом деле страшнее любых возможных сценариев. У вас даже нет гарантий, что вы и ваши дети доживете до завтрашнего дня. Риск встретить следующий день инвалидом, потерять кого-то из детей, стать ответственной за искалеченную жизнь собственного ребенка… это ли не самые жуткие реалии? И они ваши. Своим бездействием вы обрекаете на тяготы своих детей. Они становятся заложниками решений взрослых.
Пугает необходимость взять ответственность за свою жизнь на себя. Кажется, что вы не справитесь и не потянете эту ношу. Однако, можно ли сказать, что сейчас кто-то, кому вы передали эту ответственность, справляется? Несет ли ее кто-то вообще? Любые ваши собственные ошибки и неудачи на пути выхода не будут хуже настоящего.
Первый шаг вы уже сделали – приняли решение прекратить насилие! Не останавливайтесь!
Сейчас существует большое количество кризисных центров и проектов, помогающим жертвам насилия, как на основе НКО и благотворительных фондов, так и государственные (центр «Насилию.нет»; Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры»; Национальный центр по предотвращению насилия «АННА»; кризисные центры помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; служба экстренной психологической помощи – горячая линия «051»). Поищите, наверняка, такая помощь есть и в вашем городе.
Индивидуальная работа с психологом необходима вам для помощи в построении стратегии, сопровождении в поисках опор, новых моделей поведения, в переработке травмирующего опыта… и много чего еще. Вашим детям с большой вероятностью также понадобится помощь психолога.
Вторым шагом необходимо продумать ближайший план «безопасного побега», взвесив все возможные пути и необходимые ресурсы, продумав защитные действия и ответы на всевозможные угрозы, заручиться поддержкой близких, друзей, правоохранительных органов (этого не надо боятся, это весомый рычаг управления ситуацией, а порой единственный сдерживающий аргумент для агрессора). Составить план совладания для себя, на случай желания вернуться или пожалеть обидчика. Здесь также может помочь психолог. Обращайтесь, готова помочь.
Действуйте! У вас нет запаса времени, завтра может быть уже поздно. Таких примеров найти не составит труда.
Удачи Вам, Жанна.
С уважением, Анна Соловьева,
@annavsegdaprava