Страх потерять друга.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня есть друг, которого я считаю своим братом. Он как-то говорил, что ему это очень приятно. Но меня приблизительно раз в месяц-два мучает страх его потерять. Можете представить себе, как тяготит его такое поведение с постоянным выяснением, не собирается ли он меня бросить? Почему я этого боюсь? Наверное, потому что теряла всех своих друзей. Причины разные-потеряли связь, поссорились, помешало вожделение, недопонимания какие-то. Всех друзей и подруг я теряла. Сейчас кроме него у меня есть только 3 приятельницы, и то они мне как матери. Он ближе всех их. Понимаю, что этот мой страх и навязчивость сильно портит наши отношения. Он никогда не делал мне ничего плохого . Он много хорошего сделал для меня и моей семьи . У нас общие интересы, религиозные взгляды. А отличает нас то, что он очень тактичен, а я бестактна. Я стараюсь, но мешает этот страх, да и родители мои особым тактом никогда не отличались-трудно перевоспитывать себя теперь. Боюсь, что просто взять себя в руки и вести себя более тактично не поможет. Проблема, очевидно, глубже. Помогите, пожалуйста, мне избавиться от страха. Чтобы мне больше не казалось, что если, грубо говоря, вчера он написал мне со смайликов, а сегодня без смайликов и не спросил, как дела, то он уже не хочет со мной дружить. И смешно, и плакать хочется.
Автор вопроса: Инна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Сарнавская Татьяна Леонидовна.
Здравствуйте, Инна!
Страх, который вы описали, может иметь несколько причин:
1. Потери в прошлом дружеских отношений, о которых вы упомянули. Вы уже переживали разрыв отношений по тем или иным причинам и теперь боитесь повторения ситуации.
2. Страх одиночества. Социальные контакты, дружба, общение необходимы каждому человеку. Страх остаться одному, чувствовать себя ненужным присутствует у многих людей.
3. Нестабильная самооценка.
Теперь давайте разберем подробнее каждую из этих причин и найдем пути их устранения.
1. На протяжении жизни мы встречаем огромное количество людей. Некоторые из них становятся для нас близкими: друзьями, любимыми. То, что отношения могут прекратиться по каким-либо причинам, – абсолютно нормальное явление. Жизнь постоянно меняется - меняются люди, их взгляды, интересы. Близкие прежде друзья через какое-то время могут потерять все точки соприкосновения. Причина этого не в вас и не в другом человеке. При всем желании мы никого не сможем удержать рядом с собой, если общего у нас уже ничего не осталось. В данному случае вернее всего будет идти вперед, навстречу новым знакомствам, новым людям.
Прекращение отношений так же может произойти и по причине конфликтной ситуации. В данном же случае как раз от нас зависит то, как мы ведем себя в таких ситуациях и что у нас в приоритете: доказать свою правоту любыми способами или сохранить отношения с важным для нас человеком.
Постарайтесь проанализировать причины прекращения отношений с вашими прежними друзьями. На ваш взгляд, во всех ли этих ситуациях вы вели себя правильно или сейчас вы бы хотели что-то изменить, поступить по-другому? Учитывайте сделанные для себя выводы в дальнейшем общении.
2. Бывает так, что человек боится потерять своего партнера, друга не потому, что дорожит им, а просто из страха остаться одному. Чтобы исключить подобное, представьте, что то, чего вы боитесь, произошло: вы с вашим другом перестали общаться. С кем вы будете общаться теперь? Чем будете заниматься в свободное время? Если вы не можете найти для себя ответы, подумайте над тем, что, возможно, вам стоит попытаться расширить круг своего общения, а также разнообразить свои занятия. В жизни очень много интересных людей и интересных занятий, не стоит концентрироваться лишь на одном человеке.
3. Нестабильная самооценка так же может быть причиной подобного страха. Почему вы считаете, что ваш друг не дорожит общением с вами и может так легко от него отказаться? Может быть, вы предполагаете, что недостаточно интересны, что с вами недостаточно весело или что вы недостаточно тактичны. Ваш друг с вами потому, что он этого хочет. Он проводит с вами время, общается, поддерживает вас потому, что он этого хочет, а значит вы интересны и дороги ему такая, какая вы есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Постарайтесь научиться получать удовольствие от вашего общения и дружбы в моменте! Не мучайте себя и своего друга выяснением «не собирается ли он вас бросить». Это позиция жертвы, вы же самостоятельная, интересная личность! Желаю вам удачи!