Устала жить в постоянной неопределённости и нестабильности. Как разорвать отношения?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! 8 лет нахожусь в отношениях ( если это можно так назвать) с мужчиной. Изначально у нас были свободные отношения, потом мы поженились и прожили в браке 6 лет. Все это время мы жили на съемных квартирах и он толком не работал, а 2 года назад мне достался участок земли и мы решили строить дом. С тех пор в наших отношениях начался ад. Перед самым началом стройки он решил уйти из семьи, так как за неделю до этого в клубе познакомился с девушкой и решил попробовать строить отношения с ней. Я подала на развод. Через 2 недели он вернулся обратно, говорил что сильно ошибся, просто принять обратно. Пожилой в семье 2 недели и опять ушёл. Нас развели, после этого он 2 недели караулил меня у дома, просил чтобы я приняла его обратно. Потом мы начали строить дом и где то на середине он стал просить у меня деньги за то что строил, сказал что точно решил уйти навсегда. Я ему отдала что просто и он ушёл. Опять к той даме. Через месяц опять начал меня караулить, устраивать мне различные «концерты». Я не пускала его обратно месяц. В итоге он устроился на работу, стал зарабатывать и в конце концов я приняла его обратно. Сейчас его уходы прекратились, теперь он вот уже 2 месяца постоянно мне говорит что скоро уйдёт, периодически устраивает истерики и орет что поехал снимать квартиру.Через пару часов приходит обратно как ни в чем не бывало. Каждый день я выслушиваю от него что он так много для меня делает, что ни один мужик не стал бы делать для меня ремонт в доме, вечно говорит что я его не ценю и больше он ничего делать не будет и вообще скоро он снимет квартиру и уйдёт. Постоянно психует из за всяких мелочей, обвиняет меня в ненормальности ( из за того что я на всякие мелочи, например на то что мусорное ведро стоит на 5 см правее, не обращаю внимание).Обзывает всех окружающих безответственными и равнодушными( опять же из за того что никто не парится по мелочам). Мне это все надоело. Я начала осознавать что живу в постоянном страхе и напряжении. Я уже реально жду когда же он уйдёт. А он,как мне кажется, считывает это и дальше угроз уходом дело не идёт. Пыталась с ним поговорить на тему того что так жить нельзя и надо расходиться. Разговор, как всегда,не сложился, все свелось к его воплям что я тупая, ненормальная и т.п. в итог я плюнула и прекратила всяческие попытки что то выяснить и теперь в основном молчу. Теперь он мне ещё чаще закатывает истерики, только теперь он во время истерик звонит окружающим и жалуется какая я ненормальная и как я его довожу. Хотя я с ним не спорю,не вступаю в диалоги. Последний раз скандал происходил так:Я стояла мыла посуду,он забежал на кухню и стал на меня орать из за того что ему вчера вечером показалось что я не так на него посмотрела.Я молча на него смотрела.Он орал что я его не ценю, что я его ненавижу и мешаю ему начать новую счастливую жизнь, что он все эти годы живет моей жизнью а не своей, что ему надо строить свой дом и заводить свою семью. Утверждал что знает о чем я думаю.Потом позвонил друзьям,которые должны были приехать, сказал что я устроила скандал и им не следует приезжать. Я была в шоке. Теперь они считают меня ненормальной, да и не только они. Зачем он все это делает я не понимаю.Я ему неоднократно говорила что если он хочет уйти, то может сделать это прямо сейчас, раз ему так плохо в данных отношениях, что никтомему не мешает уйти и начать строить свою жизнь и свой дом,как он хочет. Я подозреваю, что никуда он уходить и не собирается,а просто мотает мне нервы.Правда я совершенно не понимаю зачем он это делает. Продолжать дальнейшие отношения я не хочу, так как хочу семью и детей.А с ним у нас Не семья,а непонятно что и вряд ли это можно изменить. Я устала жить в постоянной неопределённости и нестабильности. У меня уже просто нет сил. На прямые и вежливые предложения уйти во время его истерик он поёт что это его дом и только он будет решать когда ему уходить. Как с таким человеком нужно взаимодействовать чтобы расстаться?
Автор вопроса: Лина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Лина, здравствуйте!
Сразу хочется сказать, что в любых отношениях вся ответственность всегда делится поровну. Не бывает такого, что один во всем прав, а второй во всем виноват. Если в отношениях что-то пошло не так – виноваты всегда оба человека. Это я к тому, что я бы вам настоятельно рекомендовала обратиться к психологу, чтобы разобраться в следующих вопросах:
- Почему вы выбрали именно такого мужчину для семейной жизни, и вышли за него замуж?
- Что повлияло на то, что вы именно так строите отношения с мужчиной, и они дошли до такого «уровня» развития?
- Почему позволяете так с собой обращаться и не умеете сказать категоричное «нет» тому, что для вас вообще не приемлемо?
- Почему вы не верите в то, что достойны гораздо лучшего к себе отношения?
- Почему не цените и не уважаете себя?
Ведь даже если вы разойдетесь с этим мужчиной, есть большая вероятность, что и с другими мужчинами вы будете строить примерно такие же отношения и закончатся они примерно так же, к сожалению. К тому же – выходить из таких отношений лучше с поддержкой специалиста, чтобы снова «не сорваться» и не «начать с начала» отношения с этим мужчиной. Если вы даже решите быть с ним – то эти отношения нужно строить по-другому, чтобы они привели к другому результату.
Если вы категорично хотите разойтись с этим мужчиной и действительно хотите, чтобы он ушел – нужно набраться терпения и быть готовой к тому, что он начнет:
- снова вас везде встречать и уговаривать вернуть его;
- рассказывать вашим друзьям, знакомым и близким, какая вы плохая;
- возможно, даже угрожать вам.
Чтобы он ушел, вам нужно принять окончательное решение для себя. Ведь если вы будете сомневаться и колебаться, что правильно делаете – вы не сможете быть категоричной и не вестись на все уговоры. Для этого буквально пропишите для себя, какие преимущества у вас будут, когда он уйдет. Какой будет ваша жизнь без него. Чтобы вы отчетливо понимали, зачем вам нужно, чтобы он ушел. Это будет своего рода мотивацией, чтобы не вернуться к прежней жизни с ним.
Далее, вам нужно менять тактику. «Я ему неоднократно говорила что если он хочет уйти, то может сделать это прямо сейчас, раз ему так плохо в данных отношениях, что никтомему не мешает уйти и начать строить свою жизнь и свой дом,как он хочет» - прочтите еще раз это предложение. В нем абсолютно нет вашего желания, чтобы он ушел. Как будто вас все устраивает, а если его не устраивает – он может уйти. Вас реально все устраивает?
Поэтому «прямые и вежливые предложения уйти во время его истерик» замените на ваше категоричное решение и желание, чтобы он ушел. При этом не просите, а говорите хладнокровно и спокойно, чтобы он собирал свои вещи и уходил. Что вы не хотите жить с ним под одной крышей и хотите окончательно расстаться. Тем более что вы уже разведены. И если он не сделает так, как вы говорите – вам придется обратиться за помощью.
Далее, во время его истерик не нужно просто молча на него смотреть и ждать, когда он успокоится. Его это не успокаивает. Вы тем самым как бы показываете, что с вами именно так и можно обращаться, что для вас это абсолютно нормально. Спокойным ледяным тоном скажите о том, что вам не нравится, как он с вами разговаривает и чтобы он перестал истеричить. Расскажите о том, как и чем он делает вам больно и о своих желаниях в форме «Я-сообщений». То есть – говорите только о ваших чувствах и переживаниях, без обвинений и упреков. Например: «Я уже настолько устала от твоих истерик и обвинений, что больше не хочу продолжать эти отношения», «В последнее время я живу в постоянном напряжении, так как не знаю, что от тебя ожидать. Мне эти отношения делают очень больно, и я хочу, чтобы мы окончательно расстались, и ты ушел насовсем» и т.д.
Учитесь говорить о ваших чувствах и желаниях открыто. Учитесь отстаивать свои границы и пресекать те моменты в отношениях, которые для вас неприемлемы или не нравятся. Ведь, когда вы вежливо молчите в то время, когда вас унижают и оскрбляют – люди думают, что для вас это нормально, понимаете?
Было бы очень хорошо заручиться поддержкой кого-то из ваших друзей. Расскажите все, как есть и попросите помочь. Для вашего бывшего мужа очень важно мнение окружающих и он любит устраивать «показательные выступления». Понимание того, что кто-то из знакомых знает всю правду о нем, может немного остудить его пыл и сузить круг тех, кому он будет жаловаться и выставлять вас «дурой». К тому же – вам реально нужна поддержка и помощь, чтобы справиться с данной ситуацией.
Самое главное – поверьте в то, что вы достойны гораздо лучшего отношения к себе, и все у вас получится!
С уважением, Лелюк Алина