Мужчина ничего не делает, привык что ему подчиняются. Абьюз или я преувеличиваю?

Вопрос психологу:
Простите за сумбурность... попробую расписать все по порядку. Я в гражданском браке 8 лет. Из которых активно вместе живём последние 2 года ( до этого муж был часто часто командировках). Супругу 50 лет. Сейчас он на пенсии, постоянно сидит дома. У меня ребёнок от первого брака 12 лет. В прошлом супруг занимал очень высокую должность и привык к тому, что все ему подчиняются. Сам он ничего не делает, не помогает. По дому абсолютно не приспособлен к работе. Весь день в компе или на кровати. Даже ест в кровати. Сейчас у него очень большие расходы (кредит, алименты первой супруге и помогает старшему сыну), доход маленький, денег практически хватает только на еду. Сам он так не привык жить, и пытается отправить на работу меня, хотя я работаю косметологом и у меня свои клиенты. Он хочет, чтобы я выходила в салон и работала по 12 часов. Кроме того, у меня автомобиль и я его постоянно вожу по его делам. Иногда это занимает весь день, до позднего вечера. Своего авто у него нет. Права он не хочет менять (у него ещё советские), ему удобно, чтоб я его возила. Я не могу выйти на работу, т.к дочь подросток и у него отвратительные отношения с ней. Он не скрывает, что её просто терпит и ещё 6 лет и он её выгонит из дома, т.к будет совершеннолетия, а пока считает её иждивенкой. Я откровенно боюсь потерять с ней связь. Ребёнок вполне хороший, адекватный. Есть немного лени, но не более того. Подростковых проблем слава богу нет.
С мужем очень часто ссоримся, кричим, потом долго не могу прийти в себя. Раньше он мог поднять на меня руку. Год назад я ушла от него после этого, он на коленях умолял вернуться. Плакал, говорил, что наложит на себя руки. Я понимаю, что это шантаж, но все таки вернулась. Сейчас я вижу, как он старается. С ребёнком также натянутые отношения. Но он пытается. Последнее время я перестала видеть в нем мужчину. Абсолютно не хочу с ним секса (хотя в этом плане было все ок), мне иногда даже раздражает его запах, его вид... Я очень устала, понимаю, что он уже не виноват ни в чем. Если я уйду, то почувствую себя предателем, т.к. он фактически сейчас в ужасном финансовом положении, разорвал всяческие общение с семьёй (с матерью, и братом), сразу после смерти его отца, с которым он был очень близок. Фактически он сейчас на дне, да ещё и в таком возрасте.. не знаю, что делать. Хочу все бросить и жить своей жизнью, но чувство ответственности не оставляет меня. Мне 38 лет. Так же, если уйду он может, в силу своих связей, очень навредить мне или сделать что-то с собой. Я на распутье...
Автор вопроса: Виктория Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Кузнецова Ирина Николаевна.
Здравствуйте!
Решила вам ответить, потому что письмо очень эмоциональное. Очень хочется вам помочь.
Вы пишите, что вы в гражданском браке . Знаете, гражданский брак только для женщины считаете браком. Мужчина, как правило считает, что он не женат.
Не все мужчины будучи в браке несут ответственность за женщину и ее детей, но по крайней мере ответственность перед законом они несут и все имущество нажитое в браке делится пополам при разводе.
Сейчас к регистрации брака относятся не совсем серьезно. Заключают его, как правило, когда речь идет о детях или в молодом возрасте, когда девушка хочет побыть в свадебном платье и все в романтических чувствах. В более старшем возрасте люди не понимают для чего им это нужно. Но не понимают в основном мужчины. Или скорее делают вид что не понимают. А на самом деле такие мужчины не хотят нести эту ответственность. Они делают, как им нужно и как удобно. Когда начинаешь спрашивать почему вы не женитесь на этой женщине масса отговорок. И женщины, в основном подстраиваются и живут, в принципе с совершенно с чужим человеком, который ни на что не готов ради них. Ведь женитьба это шаг. Это действие. Мужчина и ценен этими действиями, которые он совершает ради женщины.
Если мужчине все дается даром, без усилий, ценность женщины , которая рядом с ним пропадает. Хотя он часто говорит другое. Но слова это слова. Мужчина ценен поступками, действиями.
Вы пишите, что он грозился наложить на себя руки. Но при этом пишите, что к дочери он относится плохо и просто терпит ее, не скрывая этого. То есть получается он пользуется вами , вашим ресурсом ( ведь вы могли бы составить счастье человеку, который бы любил и заботился о вас и вашей дочери), но при этом не ценит не вас ,не самое дорогое, что у вас есть, вашу дочь. Тогда о чем эта манипуляция о самоубийстве? Ему удобно, он не хочет менять ситуацию и думает он в этот момент прежде всего о себе, но никак не о вас или тем более о вашей дочке.
У вашей девочки очень сложный возраст . Она только входит в жизнь ,и семья( хотя семьи по большому счету и нет никакой) , может навсегда отложить отпечаток в ее сознании. Попробуйте посмотреть на ситуацию ее глазами. Как ей в этой ситуации? Что она видит? В чем она виновата перед вашим мужем? За что к ней такое отношение? Потому что лень в этом случае возможна , как протест против существующей ситуации. Надеюсь вы встаете на ее защиту и не позволяете никаких действий в ее сторону со стороны совершенно чужого ей человека. Который не то что папой ей не стал, а еще и ждет удобного момента, чтобы ее выгнать. Простите за резкость. Но именно девочка страдает в этой ситуации больше всех . Хотя это не всегда видно. И именно о ее чувствах и эмоциях нужно тревожится.
Ваш муж взрослый человек и он разберется с ними так , как посчитает нужным. А вот ребенок может получить травму с которой будет потом разбираться всю жизнь.
На протяжении всего письма у вас часто повторяется фраза « он хочет». Это говорит о том, что вы ориентируясь на его чувства, возможно уже не обращая внимания на свои. А чего хотите вы?
Возьмите листок, разделите его на две части и напишите в одном столбике чего вы хотите, какой видите свою семейную жизнь , а в другом столбике, что вы имеете. Посмотрите на сколько различаются эти два столбика. Возможно вы живете не свою жизнь. Возможно вам кажется, что она бесконечна и вы готовы подождать, когда все изменится. Какие шаги вы делаете, чтобы что-то изменилось?
Вы пишите, что вы часто ссоритесь. Боюсь, что словами донести что-то не получится. Ваш муж делает так , как удобно ему уже 2 года( как вы написали) . И он всеми силами будет удерживать эту позицию и манипулировать. Потому что мужчина не меняет, то, что работает. А вот почему не меняете вы, задайте себе этот вопрос. Потому что вы самодостаточная ( вы работаете и можете прокормить себя и дочь) , вы взрослая и рассудительная женщина. Но что-то держит вас в этих отношениях. Хотя вы сами понимаете, что лучше уже не будет и даже секса вы уже не хотите с этим человеком.
Для того чтобы понять что же вас держит с ним мне хватает информации. Вы пишите о том, что он в трудном финансовом положении и поэтому не уходите. Но он взрослый человек , а не ребенок. У вас есть о ком заботиться. Думаю, что это ваш тонкий ум преподнёс вам эту причину, чтобы оставаться в этой ситуации и ничего не менять. А истинные причины либо скрыты от вас , либо вы догадываетесь в чем дело, но не хотите даже себе в этом признаться.
По поводу навредить вам. Он вредит вам уже и не только вам, но и вашей дочери. Подумайте, кто в случае каких-то непредвиденных обстоятельств мог бы встать на вашу сторону. Наверняка у вас есть друзья и родные, которые могли бы поддержать вас.
Вам 38 лет. У вас вся жизнь впереди. Но находясь в ситуации, которая не делает вас счастливой вы собственными руками эту жизнь ломаете. И не только себе, к сожалению.
Если нужна будет моя помощь, пишите. Буду рада вам помочь. Вы не одна. Всегда есть люди вокруг, которые готовы прийти на помощь. Только для этого нужно знать чего вы хотите. И взять ситуацию в свои руки. Это ваша жизнь и оглядываясь на других людей вы проживаете не свою жизнь, а жизнь этих людей.
Первое что вам нужно сделать это написать табличку желаний ( я писала о ней выше)
Потом выпишите ваши страхи. Конкретно, Чего вы боитесь и что может произойти. Представьте в красках эту ситуацию. Как бы проживите ее, Возможно вам откроется еще что-то или страх уменьшится.
Есть еще множество техник, как бороться со страхами ,выявлять подсознательные мотивы. Но их уже нужно делать на консультации, под руководством специалиста.
Желаю вам всего доброго и вашей дочке! Удачи вам!