Не выношу зависимостей в своей жизни, но тем самым рушу отношения. Помогите!

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я росла в неполной семье и постоянно наблюдала употребление (алкоголя). Ещё в детстве успела увидеть многое из того, что предпочла бы не видеть даже во взрослом возрасте, но увы. Наблюдение за алкоголиками, одним из которых был родитель, который во время употребления/после мог применить физическую силу, сделало меня очень жёсткой и категоричной в вопросе употребления. Я испытываю отвращение, гнев, злость, обиду и много других негативных эмоций, связанных с распитием алкоголя. Во взрослой жизни эта категоричность порой мешает. Всё чаще возникают ссоры и споры с употребляющими (пьющими и курящими) людьми, которые обижаются на моё мнение, перенимая на себя. Недавно задумалась, что действительно занимаюсь проекцией. В каждом курящем и пьющем как бы вижу родителя, к которому есть это пренебрежение, хотя сейчас наши отношения очень далеки от тех, что были в детстве (гораздо лучше). Полагаю, во мне всё ещё живёт обида, которая не даёт мне не делить людей на хороших и плохих в этом вопросе. Для меня употребляющий уже будущий зависимый, поэтому я считаю всех курящих и пьющих безвольными людьми, прогнувшимися под социум, в котором поощряется употребление (в небольших количествах и под разными предлогами). Подозреваю, что я таким образом ещё и самоутверждаюсь, подчёркиваю свою нетаковость, будто компенсируя, что не могу отличиться чем-то другим. После этих мыслей становится стыдно и неприятно от себя. Помогите, пожалуйста, советом. Как пережить эту травму? Как оставить обиду и перестать заниматься проекциями? Заранее благодарю за ответ!
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Анастасия, здравствуйте! Благодарю Вас за вопрос!
Вы достаточно осознанный, разумный и зрелый человек, каких очень мало.
Вы очень верно все написали и оценили.
Возможно Вам есть смысл поработать самой с собой и/или с психологом по проработке обид прошлого, по проработке обид на родителей. Нет смысла здесь описывать, как это делать (либо почитать методики самостоятельно и выбрать то, что наиболее подходит, либо на приеме у психолога).
Есть смысл поработать с собственными воспоминаниями: сейчас Вы помните много плохого, но ведь было же и хорошее. И в том, что Вы сейчас такая разумная тоже есть заслуга родителей.
Есть смысл поработать с благодарностью.
С этой целью можно почитать Луизу Хей (любые книги), Кейти Байрон (Любить то, что есть), Роберт Лихи (Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни).
Возможно, что есть смысл почитать про созависимое поведение и про треугольник Карпмана. Про проекции и сценарии жизни много написано у Э.Берна и его учеников.
Вы все правильно пишите про оценку людей. А важно научиться ПРИНЯТИЮ! Вполне возможно, что себя Вы тоже не принимаете, а постоянно оцениваете и критикуете. Вот! Начните с себя. Начните с того, что перестаньте себя оценивать и сравнивать с другими. можно сравнивать с самой собой в прошлом. Вам есть чем гордиться! Вы молодец!
Вы выбрали такой путь. Другие могут выбрать другой. Каждый имеет право на свой выбор и в том числе на ошибку.
Когда Вы спорите с окружающими по поводу алкоголя и курения, то что Вы чувствуете? какую цель преследуете? зачем Вам это? (можно применить метод 5 почему, заменив на вопрос зачем).
Есть смысл начать писать дневник эмоций (так Вы поймете себя лучше).
На что именно Вы злитесь, когда другие курят? Или Вы злитесь, когда спорите, потому, что хотите быть правой? Или хотите контролировать все и всех? Или хотите спасти весь мир? причем даже если Вас об этом и не просили... причинять добро.
Возможно в детстве Вам пришлось рано повзрослеть, возможно Вы приняли на себя гиперответственность (за жизнь родителей, да и вообще за весь мир). Но это детское мышление. Во взрослой жизни важно разделять, где начинается, а где заканчивается Ваша ответственность и Ваш контроль. Вы не можете отвечать и нести ответственность за ВСЕ и всех! только за себя и свое поведение. И даже на ваше поведение может многое повлиять из вне.
Как Вы относитесь, воспринимаете, когда что-то нарушает Ваши планы или что-то идет не так, как Вы планировали и хотели? Вы сильно злитесь на тех, кто опаздывает или переносит встречи и т.п.?
Еще раз повторюсь, что очень важно обратить Ваше внимание на ПРИНЯТИЕ себя, окружающих и мира такими какие есть!
Вы пишите, что возможно компенсируете свою потребность в нетаковости. НО! важно принять и помнить, что каждый человек индивидуален и каждый уникален!
поможет ведение дневника успеха - записывайте сюда все свои победы и перечитывайте почаще. Вы уникальны и Вы успешны!
Вполне возможно, что до сих пор внутри Вас еще прячется маленькая девочка, которой стыдно, которая ранена, обижена и , которой сильно не хватает любви. Методами гешталь-терапии можно поработать именно с ней. Вы сами можете дать себе (ей) любовь, уважение и защиту. Пока Вы этого не проработаете внутри может оставаться черная дыра.
Вы спрашиваете, как перестать заниматься проекциями. Вы это делаете. Самое важное это осознание. Важно осознать их, отследить. Каждый раз фиксировать (сначала уже после, а потом научитесь и в моменте) и самой себе говорить стоп.
Как только Вы замечаете, что недовольны кем-то, начинаете повышать голос, "заводиться" , то задайте себе вопрос "что именно я не хочу видеть, понимать, принимать в себе?", "мне сейчас действительно что-то угрожает и надо ли защищаться и/или нападать?", "я сейчас общаюсь с реальным человеком или с моей проекцией, которую я вешаю на человека?".
Очень может быть, что еще присутствует большой страх Вам самой скатиться. НО! здесь важно помнить, что Вы не родители. Сценарий не обязан повторяться. Здесь опять возвращаемся к контролю, который так важен для вас. Контроль важен и нужен, но гипер контроль (это внутренний родитель, цензор, критикан) убивает творчество, любовь и принятие.
Можете почитать, изучить тематику алкоголизма. Здесь часто звучит тема психологической проблемы и физиологической зависимости, т.е. часто к воле это не имеет никакого отношения.
Вам точно не надо стыдить себя!!!!
Вы сами для себя и жертва и спаситель и угнетатель (треугольник карпмана). Важно выйти из этого треугольника!
Вы - замечательная!!! Вы - молодец!!!!!!!!!! Вы - пример для многих!
Хвалите себя , а не гнобите! Вам есть за что себя похвалить!
Я желаю Вам счастья!