Депрессия после смерти сына.

Вопрос психологу:
У меня 22 июля умер сын. Все что начинаю в моей жизни все летит крахом, вся моя жизнь череда ошибок. Хроническая лень, отвратительный характер. Постоянная нервозность, незнание что делать, зависимость от мнения общества, боязнь сделать что то не так, боязнь что снова иду не туда.
С самого начала, а точнее примерно с 18-19 лет вся жизнь идет крахом. Даже не припомню когда именно все началось, и не припомню каких то удачных достижений в жизни, анализ своего жизненного пути приводит к тому, что я всегда делаю не правильные шаги и не правильные решения. Чрезмерная эмоциональность и не держание языка за зубами, постоянное желание поделиться с кем либо своим горем приводит к тому что я очень болтливый, двуличный, меркантильный и не серьезный человек. В данный момент у меня дикое желание уйти от жены, постоянное недопонимание, хочется любви от нее а получаю только одну нервотрепку. Я понимаю что она все еще в трауре, но ее отношение меня не устраивало с самого начала. Вся моя семья думает что я балбес, они не говорят мне об этом прям (все люди с кем я контактирую) но я вижу это в чужих глазах, постоянные мысли о человеческом существовании и цели, о том куда попал мой сын, увижу ли я его снова, не схожу ли я с ума, не понимая где реальность а где навязанная реальность, что есть реальность что есть религия и что есть вечность, голова забита всякой чушью! Как мне снова вернутся в колею, жить как раньше, ведь раньше меня не волновали такие вопросы. Если вы как то поможете уладить все в голове буду очень вам благодарен.
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Я Вам очень сочувствую. Вы переживаете такое горе, такую потерю, которые трудно поддаются осознанию, логическому осмыслению, любому объяснению вообще. В принципе, любая проблема становится ничтожной по сравнению с потерей ребёнка. И те демоны, с которыми Вы сейчас ведёте постоянную борьбу, с которыми Вы пытаетесь договориться и не снились очень многим людям, привыкшим оценивать и объяснять всё, исходя их своего, очень незначительного в эмоциональном плане, опыта.
Короче, держитесь!
И этот призыв, это слово - ключевое.
Задача - выдержать, сохранив всё, что ценно, дорого, непоколебимо, и убрав, проработав, переосмыслив всё, что , вероятно, уже точно не нужно.
Горе раскрыло Вам глаза, обострило критическое осмысление своей жизни, своих качеств. Горе вызвало, катализировало некий кризисный период в Вашей жизни (к слову сказать, вполне своевременно созревший).
Банально, но может быть, в этом и есть один из смыслов того, что с Вами произошло? И надо сказать огромное спасибо Вашему сынишке, уход которого ТАК жёстко встряхнул всю Вашу философию и психологию!
Дмитрий, Вы не написали , что именно произошло. Но Вы написали про "всю" свою прежнюю жизнь и написали очень сурово: "балбес" + очень много довольно проблемных характеристик.
Но Вы ещё очень молоды. Это по нынешним временам даже не середина жизни, хотя и где-то недалеко.
Вы чётко знаете, что Вам мешает жить так, как Вам представляется верным для мужчины Вашего возраста в 21 веке. Давайте чуточку подумаем, что с этим делать:
- Хроническая лень. Попытайтесь не ставить перед собой каких-то слишком сложных целей. Упростите и приблизьте к себе некую цель до максимума, сделайте её достижимой фактически, на уровне моторики. Скажем, я хочу начать делать зарядку. Но мне невозможно себя заставить, преодолеть внутренний барьер терпения дискомфорта (а потому, что это реально - дискомфорт!) и т.д. Тогда я думаю, что конкретно должна включать моя зарядка, какие конкретно упражнения, сколько, в каком темпе, с каким уровнем нагрузки и т.д. Когда я это делаю, то стараюсь прикинуть максимальный, идеальный вариант. А надо - МИНИМАЛЬНЫЙ, вариант "начало", вариант "преодоление".
И весь комплекс я (для начала) свожу к двум вещам: встать с постели и сделать несколько наклонов.
Если мне это удаётся, то я себя за это поощрю. Ну, хотя бы неким "я-молодец!"
Завтра (или послезавтра, или...) я попробую сделать больше. И - главное, я буду знать, что могу сделать ЛЮБУЮ зарядку, любой объём работы, в зависимости от самочувствия и настроения. Я ведь УЖЕ ПРЕОДОЛЕЛ СЕБЯ, СПРАВИЛСЯ, НАЧАЛ!
Тут нет установок долженствования (я ДОЛЖЕН). Тут больше "я могу", "я делаю", "я хочу и делаю", "я справляюсь". Это мотивационно гораздо более позитивные и сильные установки, нежели "должен" и "нужно".
Кстати, если брать конкретно зарядку, то организм сам скоро потребует, "попросит" усложнения, более плотного содержательного наполнения.
Вы поняли, что такая методика применима к любому виду деятельности?
Маленький шажочек - поощрение. Маленькое усилие - поощрение. И тут даже правильная мысль - шаг и усилие, которое нужно и можно фиксировать и поощрять: кто молодец? - я молодец!
- Характер. Тут всё просто. Нет характеров плохих и хороших. Жизнь - диалектика и не допускает одних плюсов или одних минусов. Всё в равновесии, поэтому не нагоняйте!
Вам надо приучить себя говорить слово "СПАСИБО"! Даже тогда, когда вообще погано, полная фигня и несправедливость! НО!!!!
Куда ж деться от влияний? Мы все подвержены влиянию погоды, политики, курса евро, социума, наших комплексов и вредных привычек! ВСЕ ДО ЕДИНОГО.
Как-то же надо с этим жить? Со всеми соглашаться или всем быть довольным не надо, но надо научиться выдерживать "щелчки", не поддаваться эмоциям, снимать напряжение.
Вас вызывают на ссору, скандал, оскорбляя и несправедливо унижая. Можно ответить ударом на удар и это будет адекватно, если противник - мужчина. А если нет? Или ситуация не столь однозначна, а?
"Ты балбес!" - "О! Спасибо! А что конкретно Вы имеете ввиду? Весь целиком ли я балбес или только какие-то мои качества?" И т.д.
Я уверен, что Вы почувствуете эффект от такой реакции, такого подхода.
Главное, что у Вас не будет ощущения обиженности, не будет тяжести. Потому, что объясняя суть претензий, люди снимают значительную часть драматичности и конфликтности. А от этого и тональность меняется! На более позитивную)))))).
Это называется "психологическая амортизация". Любой, самый чувствительный, "конфликтный" импульс "глушить" вот такими "подушками", типа "спасибо", "я вас понял", "обязательно задумаюсь", "объясните, что конкретно вы имеете ввиду" и т.д.
Естественно, в формате письма я Вам даю максимально предметный, но упрощённый вариант. Но применять это можно и нужно!
3. Жалобы.
Категорически перестать себя жалеть и жаловаться на жизнь! Категорически!
Такие испытания - это ТОЛЬКО ДЛЯ СЕМЬИ, ТОЛЬКО ДЛЯ ДВОИХ. Не надо выносить это в мир, генерируя некое отрицательно заряженное поле.
Если есть желание поделиться, а это нормально, то надо делиться конструктивно! На всё должны быть причины:
- Эмоционально-психологическая поддержка. Тут надо помнить, что поддерживает нас только ТО, ЧТО , опять же, ПРОДУКТИВНО, КОНСТРУКТИВНО И РАЦИОНАЛЬНО. Простые "ах, бедненький" или что-то подобное удовлетворения не приносят, только разжигая всё кровоточащее и болезненное.
После того, как кто-то разделит с Вами боль, нужно куда-то двигаться, в каком-то направлении идти.
- Возможность получить конкретную помощь в виде действий или советов.
- Возможность сбросить напряжение. И к этому надо относиться очень ответственно и осторожно. Выговориться, попытаться вербализировать чувства, состояние и т.д. - замечательный механизм восстановления. Но только тогда, когда есть предел, есть границы и соответствие времени, задачи и возможностей. Иначе просто - очередной формат психологической зависимости, проявление обсессивного невроза (повторяющиеся слова, мысли, некий замкнутый круг вопросов без ответов). Фишка в том, что на некоторые вопросы ответов просто нет, либо для каждого - свой ответ. Некоторые состояния надо переживать самостоятельно, либо применять терапевтические методы, но с помощью специалистов. Самостоятельно, если хватает собственного ресурса (опыт, знания, природные характеристики, типологическая специфика, силы и желание). Специалист нужен в особо трудных случаях. Например, в таких, как Ваш. Метод - индивидуальная и групповая работа. Меньше всего психоанализ и больше, вероятно, поведенческих, практических направлений.
Поиск смысла - вот основа всего. Что есть смысл? Как его искать? Как выбирать?
И Ваша, пожалуй, основная задача в текущем кризисном периоде - найти смысл жить дальше, двигаясь вперёд, обретая и учась пониманию, а не впадать в стагнирующую рефлексивную тоску или, что ещё хуже, апатию.
Вы ж не согласны с постулатами о том, что балбес, что плохой характер, неумеха и т.д., иначе не писали бы это письмо!
Вот и пытайтесь, пробуйте, ищите. Ищите новые смыслы.
Психолог может Вам помочь, но путём работы, взаимодействия, а не отдельного письма.
Что-то в Вашей жизни, в Вашем детстве было же такого, что приносило Вам радость, давало ощущение жизни, динамики, осмысленности. Именно в детстве ответы на многие вопросы!
Вспоминайте Диму-мальчика, Диму-ребёнка. Чего Вы хотели больше всего, о чём мечтали?
Сейчас это важно, ибо так формируются хорошие взрослые цели и так определяются задачи!
Может быть, сейчас время вспомнить о том, чего Вы недополучили в детстве?
Вспомнив, надо подумать о том, что пришло время реализации своих планов (из детства), пришло время действовать. Именно сейчас! Именно потому, что Вам Бог дал вырасти, повзрослеть, обрести и знания, и силы, и умения для самореализации. А вот Вашему сыну судьба определила остаться навсегда в детстве.
Кстати, советую перечитать сказку о Питере Пэне. Будет полезно.
Дмитрий! Нет возможности написать всё, что я думаю и что знаю по вопросам, которые Вас волнуют, но что-то я попытался донести!
Держитесь! И...
И самое главное!
За 33 года своей профессиональной деятельности я научился верить во всё! И я верю, что Ваш сын в стране "Гдетотам". Я верю, что вы можете друг друга чувствовать. И я уверен, что если с папой всё будет хорошо, то он будет просто счастлив. Он с Вами. Но уже в воплощении Ангела-хранителя!