Страх, что я не полезна в семье, не зарабатываю на хлеб, который ем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У нас трое детей.
Я в семье всех контролирую, принимаю активное участие советами и указаниями. Очень мне это мешает и мешает всей семье. Я арт-терапевт, но в этой ситуации я в тупике. Наверное, потому что она со мной. Но я даже не представляю, что бы я провела, какие инструменты посоветовала бы или использовала бы в работе с таким запросом.
Сегодня увидела, что это у меня страх из детства. Страх, что я не полезна в семье, не зарабатываю на хлеб, который ем. Я в декрете, мне через три недели рожать, а я хочу, чтобы раньше, чтобы была возможность оправдания за то, что я в семью денег не зарабатываю. Мама в детстве часто упрекала, что никто на хлеб не заработал, что все она, что мы даже трусы себе купить не можем без нее. Она на самом деле работала много и много зарабатывала. Отец пил. И она говорила про него, что Отец - альфонс. Сейчас сестра замужем давно, не работает совсем, и мама часто упрекает ее этим или в разговоре так вздыхает, типа не хочет работать.
Будто если не работаешь, то не имеешь право ни на что. А я испытываю чувство вины, что не могу сейчас заработать, поэтому отрабатываю свое место в семье усиленным воспитанием и помощью детям и мужу. Хотя понимаю, что они прекрасно справляются без меня. И даже лучше, когда они самостоятельно решают. Но тогда я начинаю усиленно убираться, на всех наезжать, чтобы убирались, потому что с большим животом мне многое сделать сложно. Не знаю, в какую сторону идти и с чем разбираться. Мне очень нужен взгляд со стороны.
Автор вопроса: Яна Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Здравствуйте, Яна!
Да, чувство вины заставляет вас так "стараться", чтобы "оправдать" свое право.
Интересно, что в вашей семье мамина установка обрела противоположные следствия: "Сейчас сестра замужем давно, не работает совсем..".
То есть, сестра ушла в сверхкомпенсацию, вы - следуете сценарию, заданному мамой. Из чувства вины, во-первых, и из чувства ...любви к маме (лояльности и преданности).
Вы пишете: "поэтому отрабатываю свое место в семье усиленным воспитанием и помощью детям и мужу". То есть, вы "видите" в них мамину тяжелую судьбу и стараетесь быть "максимально полезной". Попробуйте представить, что вы почувствуете, если позволите себе снизить контроль. Что вы почувствуете? Тревогу, беспокойство, вину, растерянность? Как это: не отвоевывать свое место, а просто занимать его? Вы можете нарисовать это или воссоздать с помощью арт-терапевтических техник: 1) состояние, когда вы "отвоевываете" и 2) состояние, когда позволяете себе просто быть и наслаждаться. Второе можно сделать символом (поставить на видное место, прикрепить над кроватью, поставить на стол - чтобы чаще смотреть на это).
Подумайте о том, что родители по природе и своему месту в нашей жизни сильнее и больше нас. И они должны давать нам ресурс. До возраста взрослости. И мама это делала. Да, звучали упреки, но за ними стояло нечто другое. Не то, что вы "нахлебники", а то, что ей сложно с пьющим отцом, что она забыла, что значит быть счастливой женщиной, что она потеряла, возможно, вкус жизни за сплошным "надо"... Это было не столько про вас, сколько про неё.
...Представьте образ мамы и скажите ей своими словами то, что имеет такой смысл: "Мама, я признаю, сколько ты сделала для нас. Ты делала это из долга и любви к нам. Благодарю тебя за это. Сейчас из любви к тебе я повторяю то, что делала ты. Я отвоевываю и заслуживаю свое место в семье. Потому что я думаю, что так облегчаю твое состояние. Но ты - моя мама, я твоя дочь. Ты большая и взрослая. Я не в силах облегчить твое состояние. Ни тогда, ни теперь. Когда-то я решила, что смогу это сделать, но только потому, что была ребенком. Сейчас я принимаю другое решение. Я вижу, что проявлять свою любовь - это не значит контролировать, угождать и завоевывать. Это... (найдите свои слова)".
Эту технику можно делать несколько раз. Она меняет состояние.
А в моменте, каждый раз, когда вы стремитесь "завоевать" и "оправдать" место, попробуйте отловить это чувство вины, прямо задержитесь на секунду - и "поймайте" его. Отметьте: "вот, я снова "отвоевываю". Что вы сегодня делали из этого состояния? Что сделаете завтра? Просто - отслеживайте, не пытайтесь насильно себя менять. Это наблюдающее Эго поможет вам осознавать истинные причины вашего поведения - и постепенно отделяться от вины и страха.