Как относиться к обидчикам?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Я сам человек не конфликтный, вежливый, стараюсь не причинять неудобства другим людям. И сам очень ценю такие же качества в других.
По умолчанию отношение ко всем людям у меня положительное. Любые поступки или качества человека, с которым я контактирую, способны изменить это отношение в ту или иную сторону.
Поэтому если человек ведет себя бестактно, оскорбляет, причиняет какую-либо обиду на пустом месте как мне, так и другим, то в моих глазах такой человек резко "падает" и я стараюсь не поддерживать с ним контакты, а общение свести к минимуму.
При этом не имеет значение друг это, знакомый это или родственник...
Напротив, если человек добрый, отзывчивый, помогает другим людям, имеет чувство такта, справедлив, саморазвивается, то такой человек у меня вызывает безмерное уважение.
Я считаю это адекватным.
Но моя мама пытается мне объяснить, что надо уметь прощать (особенно родственников), если прекращать общение, то можно остаться одному и т.д.
Иногда доходит до того, что я чуть ли не плохой человек из-за того, что извинения человека, который до этого, образно говоря, "полил меня дерьмом", на меня практически не действуют.
Для примера, мама готова простить родного брата, когда тот пьяным доводит ее до слез, будучи в гостях. А плохой тут я, потому что не хочу с таким человеком общаться. А не хочу потому, что уже сложил свое мнение о нем на основании предыдущих поступков и высказываний и это было последней каплей. То есть я, человек, который никому ничего плохого не причинил, считаю своим долгом не навредить другим, оказываюсь в худшей ситуации, чем человек, который сделал гадость, а потом, на следующий день, извинился. Я не вижу здесь никакой логики.
Помогите, пожалуйста, понять правильно ли я поступаю? Или все же права моя мама и мне надо меняться?
Автор вопроса: Денис Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Семенюк Александр Сергеевич.
Добрый день, Денис!
1. Вы спрашиваете: "Помогите, пожалуйста, понять правильно ли я поступаю? Или все же права моя мама и мне надо меняться?" Правильно Вы поступаете или нет - это только Вам решать! Но, как Вы определяете (по каким критериям, внутренним и/или внешним) правильность или не правильность своих поступков? Поступков других?
2. Вы пишите: "Я сам человек не конфликтный, вежливый, стараюсь не причинять неудобства другим людям. И сам очень ценю такие же качества в других" - если это Ваш критерий кто "хороший", а кто "плохой" - то Вы меряете людей по себе. Кто похож на Вас - человек "достойный", а кто нет наоборот? Как Вы считаете, это достаточный, объективный, полный критерий?
3. "По умолчанию отношение ко всем людям у меня положительное. Любые поступки или качества человека, с которым я контактирую, способны изменить это отношение в ту или иную сторону".
Из сказанного Вами можно сказать, что скорее у Вас нет (не сформировано еще) базового отношения к людям, по умолчанию. Ваше отношение зависит от других людей и все, собственного отношения нет. Вы просто реагируете, Ваше поведение реактивное, а не проактивное. Т.е. в ответ на действия других людей У Вас появляется реакция, спонтанная, которую Вы не контролируете, она просто появляется.
4. "Поэтому если человек ведет себя бестактно, оскорбляет, причиняет какую-либо обиду на пустом месте как мне, так и другим, то в моих глазах такой человек резко "падает" и я стараюсь не поддерживать с ним контакты, а общение свести к минимуму".
Тут есть два момента: первый: если один человек причиняет какую-либо обиду на пустом месте другому - это не мотивированная агрессия, значит с человеком не все в порядке, он не вполне здоров и ему явно нужна помощь. Хотя мне не совсем понятно "на пустом месте"? Не было ни какого контекста? Человек просто подошел и начал хамить, бестактно себя вести?
Второй: что Вы делаете, когда человек ведет себя бестактно, оскорбляет, причиняет какую-либо обиду на пустом месте как Вам, так и другим? Как Вы защищаете свое достоинство, свои границы, свое мнение, свои принципы? Как Вы даете знать, что Вам такое поведение не нравиться? Вы просто убегаете или как Вы говорите избегаете такого человека! Почему Вы поступаете именно так? Вы можете сказать, что такое поведение бестактно и оно не допустимо? Вы можете спросить, почему Вы так кричите? Может Вас пугает такое поведение людей и Вы прячетесь за такт, вежливость и причинение вреда?
5. Очень легко общаться с приятными, развивающимися и доброжелательными людьми - это вполне понятно и это нормально для всех здоровых людей. Вопрос в другом, умеете ли Вы общаться с бестактными людьми? Я не говорю, что с ними нужно общаться, нет. Если Вы можете, но не хотите - это позиция силы. Если не можете (Вам страшно), то это слабость. Жизнь такая непредсказуемая штука - люди разные, а жить Вам? "...человека, который до этого, образно говоря, "полил меня дерьмом" - почему Вы позволяете "поливать Вас дерьмом"?
6. Личность и человека и его поступки/действия - это не одно и тоже. Человек совершает поступки и проступки тоже, он несет за них ответсвенность. Но конкретный поступок это еще не сам человек. Поступки могут разные: в одних обстоятельствах - достойные уважения, в других достойные порицания. Критиковать надо поступки, а не самого человека (личность как таковую). Человек может искренне раскаяться и изменить свое поведение.
7. Прощать или нет - это Ваш выбор. Убедитесь только, что это Ваш осознанный выбор, а не реакция над которой Вы не властны!
Для меня Ваше "не причинить вреда" - больше похоже на какую-то безучастность, желание "не замараться" что ли, остаться в стороне.
Если кто-то вторгается в Ваши границы своей бестактностью - защищайте свои границы и принципы.
С уважением и пожеланием мудрости, Александр.