Взяла работу уборщицы на себя. Чувствую себя виноватой перед ней.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я работаю в небольшом кабинете, нахожусь там одна, головной офис в другом месте. Мой кабинет убирается 2 раза в неделю. Наш головной офис убирается каждый день и в два раз дешевле, чем мой.
На днях наш бухгалтер посчитала, что уборка моего офиса слишком дорогая, и я предложила сама его убирать по мере необходимости. Мне это не сложно, я там одна и стараюсь не сорить. Сегодня я позвонила уборщице и передала ей, что мы отказываемся от её услуг и в ответ услышала её не очень радостный голос. Хотя до этого я была спокойна и уверена в своём предложении. И с этого момента начала чувствовать себя виноватой, что взяла на себя инициативу и поэтому руководство отказалось от услуг другого человека. И я оставила человека без дополнительных денег под Новый год. Я пытаюсь рационально подойти к этому вопросу и успокаиваю себя, что рано или поздно от уборщицы отказались бы. Но весь день думаю об этом и не понимаю, правильно ли я поступила, обоснованно ли моё чувство вины и как от него избавиться.
Автор вопроса: Марина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Оксана.
Марина, добрый день!
Интересный у вас вопрос получился.
Внимательно прочитала, что произошло и вот начнем с вопроса:
"Но весь день думаю об этом и не понимаю, правильно ли я поступила, обоснованно ли моё чувство вины и как от него избавиться".
Вы не понимаете, правильно ли вы поступили и хотите услышать ответ эксперта на то должны ли вы или нет чувствовать себя виноватой?
В нашей жизни нет жесткого регламента, какие решения правильные, а какие нет. В этом состоит главная интрига. Вам нужно определиться по свой совести: правильно это было или нет?
Исходя из этого мы действует так, как считаем, получая определенный результат.
В вашей ситуации, вы сначала захотели угодить руководству, чтобы они не испытывали неудобств с уборкой,
а потом захотели, но уже не смогли, угодить уборщице чтобы она не расстраивалась.
Т.о. вы осознали, что поспешно приняв решение по увольнению уборщицы под новый год, не дали человеку подстраховки или хотя бы выбора, чтобы найти выход из положения.
Сейчас вы не знаете найдет ли она работу и как дальше сложится ее судьба?
Т.о. вы повлияли на жизнь человека и результат вам не понравился.
А как бы вы хотели, чтобы эта ситуация закончилась?
Почему, вместо того, чтобы дать руководству самостоятельно принять решение о том, как поступить с уборкой вы приняли удар на себя?
Более того, не важно сколько людей сидит в офисе, вы взяли на себя функцию уборщицы. Вам за это будут доплачивать?
Т.о. вы лишили одного человека работы, а второму (себе) придумали лишнюю и не оплачиваемую.
Фактически, можно было предоставить решение увольнять или сокращать кол-во рабочих часов или иное решение вашему руководству. Тогда они умоляли бы вас об одолжении по уборке и предлагали бы вам выгодные условия. И предложили бы какие-то другие условия уборщице. И чувство вины было бы у них, как и ответственность.
Т.о. жизнь вас научила. во всех ситуациях нужно смотреть шире. Чьи интересы вы затрагиваете, какие возможны последствия решений и т.д.?
Более того, ваше поведение ощущается как ведомое. Т.е. на вас давят и вы соглашаетесь. Сначала вы вошли в положение руководства и захотели помочь, а потом вошли в положение уборщицы, а тут уже помочь не смогли. Т.е вам важно, чтобы люди вокруг вас не испытывали неудобств. За это готовы платить личными усилиями, временем, дополнительной нагрузкой.
В мире бизнеса поступают немного иначе. Важны договоренности и понимание кто за что отвечает.
Стоит ли извиняться перед уволенным сотрудником, я не знаю. Так же как и не знаю, была она уволена одним днем или ей дали 2 недели. Не понятно с какими словами вы ее увольняли, чем мотивировали отказ? Постарались ли горькую пилюлю преподнести аккуратно?
Если вы чувствуете, что поступили неправильно, то можете принять решение, как исправить ситуацию: “извиниться, заплатить премию выходного дня человеку или помочь с трудоустройством, подарить новогодний подарок и т.д”.
Можете ничего не делать. Но тогда примите к сведению свой опыт на будущее и сделайте выводы о том, что увольнение людей это тоже искусство.
Если вы не безжалостный человек, который считает, что в этом мире каждый за себя "просто бизнес, детка", то и разговаривайте с сотрудником о том какой у вас взаимный компромисс по расставанию, если уж так сложилось.
В среднем людям дают доработать до нового года или оплачивают отступные.
Везде это устроено по-разному. Именно поэтому важно, чтобы такие вопросы решали в отделе персонала.
Тут есть еще одно противоречие: изначально вы считали, что поступаете правильно. И если бы человек принял отказ не дрогнув, то вину вы бы не испытали.
В чем вы ощущали свою правоту? Что вы ей ничего не должны? Что ваш договор об уборке носит необязательный характер? Какие правоотношения были с уборщицей? Какие обязательства работодателя были по отношению к ней?
Если вы их исполнили, то в целом вины никакой и нет. Но раз нет обязательств, то и нет. Невозможно осчастливить всех. Поэтому реакция уборщицы по человечески понятна, но это ее реакция.
Если не исполнили, то чувство вины законное. Это говорит, что у вас есть совесть. От совести уйти нельзя. Можно принести покаяние и исправить ситуацию. Или принять решение в будущем так не поступать, а поступать лучшим образом и успокоиться.
Нет никакого смысла таскать за собой вину до бесконечности. Ошибаются абсолютно все. Это нормально. Ненормально делать одно и то же и не исправлять ошибки.
Исправил, пошел дальше. Совесть позволяет оставаться людьми и осуществлять корректные отношения с окружающими людьми.
Вина дана для личностного роста, чтобы человек проанализировал себя, ситуацию, что-то понял и пошел дальше. нет никакой иной функции у вины.
Если же она болезненная и не проходит, то надо смотреть насколько она обоснована и как вы исправили ситуацию? Если и это не помогло, то речь о неадекватном чувстве вины и с этим лучше к психологу, так как может говорить о психологии жертвы и человеке, который эту вину ищет, она ему необходима.
Не знаю, какой случай ваш.
Поздравляю с новым опытом и новым узнавании себя в этом многогранном мире человеческих отношений.
Желаю расставить акценты и простить себя. Вы, как и все люди, совершаете ошибки, это нормально, это часть нашей жизни. Значит вы живая. Значит вы учитесь на новых ситуациях. Простить себя важно. Это акт милосердия. Так же как и принять ситуацию как есть, признать ее данность. Вы растете и растет ваше понимание мира и других людей. Шишечку набили. Ничего страшного. Поднялись, отряхнулись и идите дальше.
С уважением, Оксана.
Если остались вопросы, прошу задавать.