Ревность и зависть. Как проработать в себе эти чувства, чтобы адекватно воспринимать интерес партнера к другим.

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Перизат, мне 34 года. Живу в Казахстане, работаю ИТ специалистом в частной компании. Заработок средний. Прохожу курс по специализации, цель развиваться в своей сфере. У меня проблемы с ревностью по отношению к партнеру. Я в разводе, брак был больше по расчету чем нежели по любви, или из за страха остаться незамужней. Укрепив финансовое положение я развелась с мужем. Потребности в любви особо и не было в браке, мне нравилось моя складная жизнь, где есть цели и планы. Но были пару инцидентов, когда почувствовала ревность к мужу: 1. когда обнаружила в машине супруга парфюма ремне, который был так сильно разбрызган будто послание. В машину кроме меня никто не садится. И у супруга проблемы с обонянием и он не заметил видимо. В общем, он так и не раскрыл откуда этот парфюм, ранее до этого он всегда по утрам раньше выезжал чем обычно. Второй инцидент был, когда в общем групповом походе он любовался и общался с гидом, гид была молодой девушкой. Он сам возможно не заметил, но невольно смотрел на нее и ему было приятно, я такие вещи очень хорошо замечаю, по итогу оставил ей огромные чаевые за услуги. Далее, мы с ним обсуждали эту тему, у меня была сильная обида на это. Итог развод, к тому же когда ты не любишь человека и он еще смеет нарушать гармонию, ничего не остается кроме как оставить это все, и дать ему возможность быть с человеком по любви. Позднее я по любви построила отношения с мужчиной, и так же были пару инцидентов когда он инстинктивно засматривался и невольно флиртовал с девушками, при мне. У меня закрались мысли на фоне низкого либидо у меня, что возможно у меня заниженные инстинкты и мне то ли завистно то ли ревностно, от того что люди вокруг обмениваются энергией в виде любований и флирта. Не хочу за это осуждать кого то. Просто у меня неприятные чувства от таких проявлений. Становлюсь агрессивной по итогу, начинаю гнобить и унижать партнера за то что он якобы глядел на других. Я объективно могу оценить внешность женщин и считаю что у меня хороший вкус во всем, и есть ряд женщин на которых я сама могу смотреть восхищенно. Могу признавать что есть масса красивых женщин, в соц сетях сама даже любуюсь ими. Проблема заключается в том что, объекты для просмотра моих партнеров мягко говоря так себе варианты. Одежда без вкуса, сами выглядят зашкварно и исходят от них неоднозначная энергия. Конфликт внутри меня схож с тем, когда ты с другом любите одинаковые фильмы или книги, и как будто мой партнер поставил мне кринжовый фильм, и говорит что ему это нравится. А я в недоумении. И я начинаю шкнить за плохой вкус. Возможно, что их объекты вожделения и не так уж плохие, просто от чувства ревности я их принижаю. Так вот, хочу проработать в себе эти чувства, чтобы адекватно воспринимать подобные проявления.
Автор вопроса: Перизат Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Добрый день, Перизат! Примите поддержку. Человеку свойственно испытывать разные чувства. Ваши чувства логичны, учитывая Ваш взгляд на ситуацию. Ваши эмоции — это признак того, что Ваш муж и отношения с ним Вам небезразличны. Конечно Вы расстроены, учитывая то, через что Вам пришлось пройти — ведь развод всегда связан с сильным стрессом и переживаниями, даже если брак был не по любви.
Ревность возникает, когда нам кажется, что есть угроза лишиться того, что есть и для нас имеет важное значение.
Но как это ни грустно, Перизат, важно помнить, что другой человек не принадлежит нам(((( Брак — это союз равных взрослых людей, двух личностей, которые добровольно решили, что вместе им лучше, чем по одиночке. И так будет, пока действительно им вместе лучше, чем по одиночке. Мы не можем других людей заставить вести себя так, как мы хотим. Иначе это уже будет насилием, а не добровольным выбором. Если мы близки сейчас, нет гарантии, что это продлится вечно. Мы можем быть благодарны каждому мгновению.
Мы имеем право на любые эмоции. Вопрос в том, как мы себя ведем под влиянием эмоции. Стоит обратить на это внимание и решить для себя, чего Вы хотите в результате и помогает ли Вам выбранная стратегия. Чего Вы на самом деле хотите? Любви, поддержки, внимания…. Помогает ли агрессия, когда Вы гнобите и унижаете партнера, получить то, чего Вы на самом деле хотите? Как Вы думаете, какие чувства возникают у мужа, когда его унижают, ругают, как маленького мальчика? Хочется ли ему возвращаться домой? Или вместе куда-то ходить?
Партнер не вещь, не раб, не наша собственность. Партнер не может отвечать за наше счастье, так же как и мы за его. У каждого своё счастье и своя судьба. Он может смотреть на других людей (и в том числе на женщин) и любоваться ими. Но он выбрал Вас и остается с Вами. Вы — важная часть его жизни.
Если мы с кем-то близки, это не значит, что мы должны понимать друг друга без слов. Придётся обсуждать наши желания, ожидания и потребности. Стоит обсудить происходящее с мужем. Только сделать это на холодную голову, когда и Вы, и он будете находиться в спокойном состоянии. Рассказать ему, что Вы чувствуете, что именно Вас заставляет так себя чувствовать и чего Вы боитесь (потерять его, вероятно). Обязательно сказать о том, как он сам важен для Вас, как Вы его цените и за что.
Будет сложно! Поэтому стоит подготовиться к разговору заранее. И помнить о том, что отстаивая свои границы, ценности, потребности, мы должны с уважением относиться и к другому человеку, его границам. Постараться не только самой высказаться, но и его услышать и со всем вниманием отнестись к его словам! До разговора необходимо решить, чего именно Вы хотите достичь в результате. Обратите внимание, что результат должен быть достижимым. Не уверена, например, что требование «не смотреть на других женщин» достижимо. Мне сложно представить, что кто-то может на это согласиться(((( И быть готовой к тому, что Вам откажут в Ваших просьбах(((( Нужно искать компромисс, договариваться.
Готовность иди на компромисс, гибкость, терпимость, готовность считаться с другим мнением — это те черты характера, которые способствуют построению крепкого брака.
Перизат, Вы пишите: «Конфликт внутри меня схож с тем, когда ты с другом любите одинаковые фильмы или книги, и как будто мой партнер поставил мне кринжовый фильм, и говорит что ему это нравится.». Но такое бывает. Когда мнения с партнером расходятся. И ему действительно может нравиться что-то, что Вам не нравится. Это не говорит о нем как-то плохо. Просто мы люди. Мы разные. Если мы с кем-то близки, это не значит, что мы одинаковые. У нас есть разные грани, некоторые из них соприкасаются, а некоторые нет.
Что можно делать с сильными эмоциями?
1. заметить, обратить внимание на эмоцию
2. назвать ее (я злюсь, я ревную, мне грустно и т. д.)
3. принять ее, разрешить ей быть, признать свое право на любые эмоции
4. осознать, что другие люди тоже испытывают такие же эмоции, Вы не одиноки
5. понять, что эмоция и поступок под воздействием эмоции — это разные вещи
Вы чувствуете то, что чувствуете. У Вас есть полное право на это. Вы ведь человек! Людям свойственно переживать из-за того, что для них важно. Но мы не обязаны идти на поводу своих эмоций. Наши чувства совсем не то же самое, что наш осознанный выбор. То есть можно злиться, ревновать (злость, ревность — это просто эмоции), но не обязательно вести себя враждебно, отчитывать, унижать (это уже поведение).
Перизат, спасибо, что поделились своими переживаниями! Если нет возможности проработать это с психологом, можно почитать книги на эту тему: например, книги Роберта Лихи «Не верь всему, что чувствуешь» и «Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения».
Всего Вам наилучшего!
С уважением, психолог Юлия Кунтыш