Помогите мне правильно научить ребёнка расставлять свои личные границы!

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи!
Так уж сложилось в моей жизни, что с самого детства страдаю тем, что не имею своих личных границ. С детства научили родители быть хорошей, а как постоять за себя никто не учил.
Год назад родила мальчика. Долго сомневалась стоит ли рожать мне ребёнка, имею ли право, сделаю ли его счастливым.
Вот решилась. Я очень люблю ребёнка и очень счастлива, что стала мамой. Жизнь заиграла новыми красками, хоть и трудностей много добавилось.
Недавно сложилось такая ситуация. Приехала подруга в гости с ночёвкой с сыном, которому 1.8 месяцев. Моему сыну год. Думала они будут играть вместе, но не тут то было. Сын подруги постоянно отбирал игрушки у моего сына. Мой малыш не мог за себя заступиться, или плакал, или бежал ко мне или просто убегал.
Я сначала была в растерянности. Сразу поясню, что опыта общения с детьми никогда не имела (ни братьев, ни сестёр, ни племянников у меня нет). Я очень надеялась на свою подругу, что она вразумит своего сына, но он её не слушался.
У меня уже опустились руки, я не знала, что делать и зашла в интернет на какой-то психологический сайт. Там у женщины была такая же ситуация. Ей психолог рекомендовал самой отбирать теперь игрушки, которые забирают у ребёнка, и возвращать обратно своему малышу. Объяснять чужому ребёнку, что так делать нельзя. Маму свою может он не бояться, но чужую тётю он забоится точно...
Я так и сделала. Каждый раз, когда ребёнок моей подруги отбирал игрушку, я отбирала и возвращала обратно сыну.
Начала замечать, что сын стал немного увереннее себя чувствовать и даже пару раз попытался сам отобрать. (Попытался, но не отобрал, увы).
Пожалуйста!!!! Помогите мне правильно научить ребёнка расставлять свои личные границы!!! Рекомендуйте книгу или ещё что-то.
Я знаю, что всё начинается с родителей. Что дети копируют родителей .
Сама я творческая личность, помимо работы (секретарь) занималась в театральном кружке, пою, иногда хожу на танцы. К сожалению особых успехов не добилась (опять же из-за не умения ценить себя и свой труд и расставлять границы).
Очень боюсь, что ребёнок повторит мою судьбу.
Недавно ходили в поликлинику. Мальчик лет 7 подбежал к Максимке (моему сыну) хотел поздороваться, но тот испугался.
Я объяснила Максимке, что не надо бояться и показала, как надо здороваться с ребятами (мы с мальчиком друг другу хлопнули по ладошке). Но мой малыш всё равно смотрел испуганно.
Пожалуйста, дайте рекомендации, как сделать, чтобы ребёнок не боялся других детей. Если мне самой нужна терапия, готова пройти.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Надежда!
Видно по сообщению, как сильно вы любите сына и желаете ему добра.
Само это ваше состояние целительно для мальчика, но здесь важно не переборщить. В сыне вы, похоже, склонны видеть свою собственную раненую, детскую часть, поэтому так силен страх, что он "повторит вашу судьбу".
Первое что я бы рекомендовала: это ВИДЕТЬ РЕБЕНКА ДОСТАТОЧНО СИЛЬНЫМ. Да, он может испугаться и уступить игрушки в каких-то ситуациях. Но пусть у вас не формируется установка "он такой уступчивый"/" слабохарактерный". Нет, это про то, что СЕЙЧАС, конкретно с этим ребенком он так себя повел.
Очень порадовалась за ваш опыт: отбирать игрушки у мальчика и возвращать их сыну. Хорошо, что он стал увереннее от этого. Так и в другом: даже если вы специально не занимаетесь ребенком, если В СВОЕЙ ЖИЗНИ ставите границы, утверждаете свою ценность, это автоматически, сразу, делает и ваш сын. Особенно в таком маленьком возрасте.
Срезонировала мне эта ваша фраза: "Долго сомневалась стоит ли рожать мне ребёнка, имею ли право, сделаю ли его счастливым". Откуда взялись мысли "не имею права", кто "лишал вас его"? Это вопрос для терапии. Потому что это чувство может бессознательно действовать на вашего ребенка. Если у вас "нет права", то он же присоединен пока к вам психически, это автоматически и про него... В этом может быть корень его недоверия и страхов. "Кто-то важнее/значимее меня" - это та же история про границы.
А ставить границы самому ребенок учится от родителя, автоматически, в процессе взаимодействия. Невозможно только по книгам воспитать "правильно", особенно если внутри этого нет.
Поэтому терапия здесь была бы к месту. Иногда родитель меняет что-то в себе - и ребенок становится другим. В этом смысле детская психика пластична.
Порекомендую вам книги:
Людмилы Петрановской "Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка".
Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком: как?"
Если возникнет желание поработать про самоценность и границы, буду рада помочь.