Как перестать быть изгоем?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Очень хотела бы получить от вас совет. Дело в том, что недавно я поняла, что у меня совсем не осталось друзей. Я всегда была изгоем в обществе. Я очень трудно схожусь с людьми. Особенно когда вокруг очень много новых людей. И даже, если я кое-как научилась находить общий язык с людьми, то все равно больше, чем просто знакомыми мы не становимся. Раньше лет 5-6 назад у меня хоть были 1-2 близкие подруги, ты теперь совсем никого.
В последние несколько лет ко мне часто подходят на улице, либо в помещении и спрашивают почему я такая напряжённая и грустная. Я раньше не понимала этого вопроса ведь я иду совершенно спокойная и в большинстве случаев в хорошем настроении, когда мне задают этот вопрос. Но недавно я сделала видео в момент отдыха и поняла что в расслабленном состоянии моё лицо выглядит и правду напряжённым, я бы даже сказала отталкивающим. Видимо по этой причине ко мне никогда не подходят знакомится первой. И во время разговора люди думают что я чем-то недовольна и не хочу с ними общаться. Хотя это не так. И моя мало эмоциональность особо этому не способствует. Когда я переписываюсь с кем-то посредством сообщений, то проблем с общением намного меньше, но когда я после переписки встречаю этих людей, то происходит некая неловкость. Нет уже той дружественной атмосфере, как тогда, когда мы переписывались онлайн. Мне кажется как я не открываю рот, так говорю какую глупость или неуместность.
Не знаю как жить с осознанием что я такой урод. Всегда считала себе красивой и интересной девушкой, которая просто разборчива в людях. Как перестать быть изгоем?
Буду благодарна за ответ.
Автор вопроса: Катерина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Добрый день, Катерина! Я бы не стала навешивать ярлыки "изгой", "урод" или какие-то другие. Как я поняла, Вас не отвергают, а именно Вы ощущаете неловкость при общении с другими. Вы пишете, что так было всегда. Умение общаться зависит не только от качеств личности, а и от того, научили ли ребенка в раннем и дошкольном детстве коммуникативным навыкам, смогли ли взрослые развить в нем эту способность. В дошкольных учреждениях есть и специальный раздел, который предполагает обучение детей умению выстраивать социальные связи. Поэтому не вините себя, возможно, взрослые, которые находились рядом с Вами, когда Вы были ребенком, не знали, как развивать необходимые навыки. Но сейчас Вы можете развить их самостоятельно.
Действительно, выражение лица может как привлекать, так и отталкивать людей. Над этим можно поработать перед зеркалом, "поиграть" со своей мимикой. Так Вы сможете отследить наиболее привлекательное, доброжелательное выражение и стараться в дальнейшем "держать" лицо. Кроме того, мы, женщины, можем прибегать и к макияжу, который визуально поможет выразить то, что хочется. На популярных видеохостингах есть немало уроков макияжа, при желании можно поэкспериментировать.
Что касается самого общения - здесь важна улыбка и искренняя заинтересованность собеседником. Трудно подумать, что человек чем-то недоволен, если он улыбается и активно включен в общение: задает вопросы, в какой-то мере проявляет открытость, рассказывая немного о себе (только в той мере, в которой считает нужным).
Нередко трудности общения бывают связаны с тем, что человек думает больше не о собеседнике, а о самом себе, о том, какое впечатление он производит на окружающих. Излишне высокая требовательность к себе порождает страх показаться глупым, сказать что-то не к месту. Но если посмотреть, к примеру, вебинары известных спикеров, то можно заметить, что у большинства речь далеко не идеальна, но, тем не менее, их с удовольствием слушает большое количество людей. Никто не идеален, поэтому не стоит бояться сказать что-то не то.
Для того. чтобы овладеть любым навыком нужна тренировка, это же относится и к общению.
Если есть возможность записаться на тренинги по развитию коммуникативных навыков, то там можно отработать все, что беспокоит, познакомиться, пообщаться и посмеяться вместе с другими участниками группы.
Если возможности посещать тренинги нет, то задавайте себе задания сами и выполняйте их, например: каждый день заговаривать с незнакомым человеком (к примеру, можно спрашивать дорогу куда-либо, про режим работы того или иного учреждения). Затем, Вы пишете, что общение в интернете дается легче, а в реальности все усложняется - поставьте перед собой задачу поговорить по скайпу или телефону с приятным интернет-собеседником. Если сложно сориентироваться о чем именно говорить - можно на общие темы: фильмы, музыка, книги, хобби, интересные места. Говорите все. что придет в голову, сосредоточившись не на себе, а на словах собеседника. В конце концов, если при переписке уже установились довольно теплые отношения, то можно при первом разговоре по голосовой связи с улыбкой (а улыбку "слышно" всегда) сказать: "Знаешь, мне довольно сложно общаться по телефону и лично, так что, если что - поддержи меня, договорились?". Когда Вы скажете о том, что Вас напрягает открыто, то и общение пойдет легче.
Несмотря на вашу малоэмоциональность ничто не мешает делать комплименты собеседнику.
Алгоритм успешного общения таков:
- Улыбка (даже при голосовой связи, а не только при личной встречи);
- Взгляд направлен на собеседника.
- Обращение к собеседнику по имени;
- Искренний интерес к собеседнику, который выражается в вопросах к нему и комплиментах, а также в отслеживании его эмоционального состояния;
- Активное слушание. То есть, в процессе выслушивания собеседника вставлять фразы, в зависимости от того, что он говорит: "Да", "Понимаю тебя", "Очень интересно" и т.п.
- Открытость в той степени, которая для Вас приемлема: рассказать схожую ситуацию (похожую на то, что рассказал собеседник) из своей жизни, из сюжетов фильмов и книг, услышанную где-то, поделиться своими впечатлениями о том или ином событии.
Помните, что начинать непривычное дело сложно всегда, и только побуждая себя к освоению нового навыка, можно добиться успеха. С каждым разом при регулярных тренировках Вы будете чувствовать себя все увереннее и спокойнее.
С уважением,
Виктория.