Как мне простить и отпустить бывшего мужа?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я в разводе уже 6 лет. Растет сын. С бывшим мужем никак не могу наладить нормальные отношения (а может уже и не стоит). Да, мы развелись, но это не означает, что нужно оскорблять друг друга. Ситуация следующая: бывший муж проживает в другом городе, раньше алименты не платил, сейчас платит, с сыном видится редко, иногда звонит. Иногда начинает мне писать в соц.сетях и оскорблять, все что-то выяснять и припоминать. Провоцирует меня, если я не поддаюсь на его провокации, начинает унижать и прикрываться сыном. Обвиняет меня, что нет семьи. Вообще причина развода, я родила, а он начал гулять, женщин менять и семью не на что было кормить. Сейчас у меня есть сын, работа, жилье (этого я уже добилась все сама, без него, ну разве что сын от него). У него нет ничего! Проблема в том, что я его ненавижу, он меня раздражает. Но вот как выстроить отношения с таким человеком, хотя бы ради сына. У меня нет никакого желания. Но вот даже когда он далеко, то часто о нем думаю и раздражает, ругаю его про себя. Как мне простить и отпустить бывшего мужа?
Автор вопроса: Тата Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Скарбан Ольга Тимофеевна.
Здравствуйте, Тата!
Развод – штука тяжелая. И вы большая молодец, что смогли встать на ноги и построить новую жизнь! Но «прежняя жизнь» иногда неприятно напоминает о себе. Почему так происходит? Возможно, из-за непроработанности ваших чувств после развода. За вашей ненавистью и раздражением к мужу может скрываться целый клубок: обида, злость, стыд, вина и т.д. Важно 1) найти эти чувства, понять что именно вы чувствуете 2) принять их в себе, что они есть у вас, не отвергать их, вы имеете право на них! 3) прожить их, перевести в конструктивное русло – это не всегда легко, не всегда быстро, и для эффективности требуется совместная работа со специалистом.
В нашем формате работы могу вам предложить экспресс-метод. Напишите бывшему мужу письмо, но не отправляйте. В письме напишите все свои обиды, боль, злость и т.д. – все то, что вы чувствовали к мужу тогда (до и в процессе развода) и что чувствуете сейчас, все, что хотели бы ему высказать. При написании (прочтении письма) отслеживайте свои эмоции. Что чувствуете? Хотите плакать – плачьте. Хотите кричать – кричите. Это выход ваших эмоций. (Но если чувствуете, что становится очень плохо, то лучше прекратить и работать дальше со специалистом) Когда иссякнет шквал эмоций, попросите прощения у мужа (за что считаете нужным), можно в этом же письме. И напишите, что прощаете его за …. (перечисление) – пишите это только в том случае, если уже готовы его простить. Письмо можно уничтожить, сделать самолетик и запустить, или кораблик и отправить его в плавание по ручью/речке и т.д.
Принятие своих эмоций, возможность их пережить – позволит вам проще относиться к оскорблениям и колкостям со стороны бывшего мужа. Но, как я уже написала, это может быть долгий процесс.
Рассмотрим также ситуацию с другой стороны. Вы мудро поступаете, что стараетесь не конфликтовать с бывшим мужем и поддерживаете его общение с сыном. Но я прекрасно понимаю, что у вас нет желания с ним общаться и налаживать отношения. Действительно, как поддерживать хорошие отношения с человеком, который оскорбляет, пытается задеть, сделать больно?! Ваш бывший муж похож на вампира: провоцирует вас на негативные эмоции, переживания и упивается, «питается» этим. Изменить его мы никак не можем. И если он сам не хочет менять свое поведение, то, как мне кажется, единственное разумное решение здесь – свести ваш с ним контакт к минимуму. Общаться на уровне «привет – пока», и только по делу, не давать «питаться» ему вашими чувствами. Возможно, тогда он отстанет от вас со своими провокациями и будет искать «подпитку» в другом месте. Подумайте, как можно организовать общение с бывшим мужем по-другому? Возможно, ребенок уже достаточно взрослый и сам может с ним общаться (с вашим минимальным участием)? Или вы найдете посредника, вашего представителя (будь-то ваш родственник или кто-то другой), кому вы будете доверять решать необходимые вопросы с бывшим мужем?
Надеюсь, мой ответ позволит вам взглянуть на ситуацию по другому, и увидеть возможные решения.
Желаю вам удачи! Психолог Скарбан Ольга