Не могу простить отца за то, что он искалечил мою психику.

Вопрос психологу:
Добрый день.
В детстве мой отец избивал мать. Я часто была свидетелем этих потасовок, всему виной ревность отца , алкоголь и его неуверенность в себе. Драки случались, когда он возвращался в алкогольном состоянии. Когда начинались избиения, пыталась оттащить отца, вставала между ними, визжала, кричала, плакала, но его ничего не останавливало! Началось всё, когда мне было 3 года, по крайней мере помню с этого возраста и продолжалось до 18 лет. Однажды, в 5 лет в мороз выбегала босиком в пижаме на улицу, но даже это не могло остановить его ярость на маму. Моя мама не пьёт, всю жизнь работает, тянет семью, воспитывала меня, чтобы ни в чём не нуждалась. И мне всегда было обидно за то, как с ней, как с женщиной так обращается отец. Это несправедливо! Так нельзя. Мне было больно видеть её слёзы, её синяки.. просила маму развестись, уехать подальше, но она ему прощала эти выходки. Говорила, что идти нам некуда, с ребёнком на руках одна не справится. При том, что она никогда ему не изменяла и не давала повода. Не могу простить отца за то, что он искалечил мою психику. За то, что отравил этим моё детство. За то, что испортил жизнь моей матери. Сейчас он изменился, стал более мягким, но я помню его и другим. В 14 лет ненавидела его, сейчас просто хочу отпустить ситуацию, но в мыслях часто вспоминаю те дни. Мы никогда не разговорили о драках с ним, только с мамой. Скажите, как мне простить? Может поговорить с отцом? Не хочу нести эти воспоминания через всю жизнь, сильная обида в душе. Спасибо заранее за ваш ответ.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Добрый день, Ольга.
Да, алкоголизм родителей – тяжелый груз. Очень вам сочувствую и понимаю, это больно нести с собой по жизни. И именно поэтому от этой боли и обиды нужно избавиться, потому что отношения с отцом сильно влияют и на отношение к себе, и на взаимоотношения я с мужчинами впоследствии. И вы совершенно правы, что хотите простить отца. Очень хорошо, что вы понимаете и хотите этого. Считай, половина работы сделана, потому что понять проблему и захотеть избавиться от нее – это сделать большой шаг по направлению к исцелению.
Работа будет строиться в двух направлениях – по отношению к отцу и по отношению к себе.
По отношению к отцу можно применить технику исцеляющих писем.
Каждый день вы пишете по одному письму отцу. Этот процесс может, конечно, растянуться и на несколько дней, так что «каждый день» - понятие скорее условное. Постарайтесь, чтобы в эти моменты вас никто не отвлекал, вы находились в спокойном месте, и не стеснялись никого рядом. И пишите честно, не выбирая слов и не сдерживая своих эмоций.
Первый день – вы вспоминаете все обиды, претензии, боль, горе, которое было у вас в связи с отцом. Начинаете со слов «Я обижена на тебя, папа, за…..» - и описываете все до донышка. Будут слезы – не стесняйтесь, плачьте, кричите, топайте ногами.
Второй день – начинаете со слов «Я прощаю тебя, папа, за….» - и когда описываете, постарайтесь вызвать в душе чувство прощения. Вспомните, бывало ли такое раньше, что он был виноват, и вы его простили – и воспроизводите это чувство. Опять же не сдерживаете эмоций, если они будут бурными.
Третий день – вспоминаете все, в чем вы сами чувствуете себя виноватым перед отцом. Начинаете со слов «Я прошу прощения у тебя, папа, за….»
Четвертый день – вспоминаете все хорошее, что было, всю радость, что у вас случалась. Ведь было же, наверное, и что-то хорошее, что связано с отцом в вашей жизни? Хоть что-то. Начинаете со слов «Спасибо тебе, папа, за…» Если совсем ничего не можете вспомнить, поблагодарите его хотя бы за то, что дал вам жизнь, какие-то черты внешности и характера.
Первый лист с обидами сжигаете или разрываете. Остальные – можете просто кинуть в почтовый ящик в неподписанном конверте, можете отправить адресату, то есть отцу. Можете показать ему эти письма и попросить, чтобы прочел… а можете этого не делать, если чувствуете, что тяжело.
Важно – писать не на компьютере, а от руки!
Второе направление – это работа со своим внутренним ребенком. Вы – тогда – были маленькой, испуганной и отчаянно нуждались в любви и заботе. Это чувство вы, наверное, и до сих пор испытываете в каких-то сложных ситуациях, и происходит так потому, что тогда вы не получили достаточное, нужное количество любви и поддержки.
Найдите свою детскую фотографию – лучше всего того периода, когда отец пил наиболее сильно. Посмотрите на нее и спросите эту девочку:
Как себя чувствуешь?
О чём думаешь?
Чего боишься? Что хочешь?
Ответы на эти вопросы надо записать. И лучше писать левой рукой (если вы правша. Если вы левша, то соответственно правой). Это и будут ответы вашего подсознания, вашего внутреннего ребенка.
Потом мысленно скажите этой девочке: «Я тебя люблю. Я с тобой рядом. Мы со всем справимся. Ты хорошая».
Посмотрите на ответы вашей девочки и постарайтесь в ближайшее время реализовать то, о чем она просит. Если она хочет любви – дайте себе что-то, что для вас является этим: хотя бы на уровне тела – еда, сон в достаточном количестве, движение; какие-то кремы, маски, пену для ванны, шоколадку и пр. Если хочет защиту – пересмотрите свою жизнь, где вы чувствуете опасность? Где вам неудобно? Что вам кажется неприятным и пугающим в жизни? Что можно изменить? Может, ходить другой дорогой? Может, перестать общаться с каким-то человеком? Еще что-то? И так далее….
Сбросьте с себя лишнюю ответственность. Не наваливайте дела, которые для вас слишком тяжелы.
Каждый день повторяйте себе: «Я хорошая. Я достойна любви и уважения». По вечерам вспоминайте, в чем сегодня вы были сильны, удачливы, что у вас получилось, какие ваши сильные стороны, качества, умения вам в этом помогли. Выписываете их (от руки!) со словами «Я молодец, потому что…». Повторяйте это не один день, не два – такая работа может занять несколько дней, а то и недель, прежде чем вы почувствуете первые результаты. И даже когда вы их почувствуете, не бросайте это занятие.
Дело в том, что алкоголизм родителей накладывает отпечаток на всю жизнь – из-за заниженной самооценки. Родители для маленького ребенка – весь мир, и если они проявляют негатив по отношению к нему, то ребенок получает на уровне подсознания послание от мира – ты здесь не нужен, ты плохой и недостойный. И вот от этого надо избавляться как можно скорее, потому что это ведет к очень многим проблемам, вплоть до тяжелых болезней.
Таким образом, работа ваша будет строиться так: первый шаг – письма отцу, второй – разговор с внутренним ребенком, третий – забота о себе и выстраивание хороших отношений с самой собой.
Это не быстро, но возможно. Все в ваших руках.
Удачи вам!