Парень ушел в армию. Остываю к человеку.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Встречаемся с человеком уже 4 года и вот на днях забрали в армию. Служит недалёко, есть возможность видеться. Но беспокоит одно: мне кажется, что я остываю к этому человеку, хотя и не хочу этого.
Все началось около 4-х месяцев назад. Меня мгновенно настигло острое чувство того, что в моих отношениях что-то не так. Появились страхи разлюбить, страхи изменить любимому человеку, появилось какого-то рода отчуждение, ощущение того, что между нами утратилась какая-то ниточка, которая нас связывала. Я очень за это волновалась, очень переживала, такое со мной уже случалось, когда нашим отношениям было почти год. Тогда у меня это чувство прошло не быстро, но я это списала на временное охлаждение в отношениях.
Сейчас это состояние у меня не проходит. Если раньше я старалась больше времени провести с ним, много общалась и это состояние ненадолго забывалось рядом с ним, то сейчас мне ещё хуже, ведь я его ни увидеть, ни услышать не могу. За месяц до его ухода в армию, я практически каждый день плакала, у меня была дикая апатия и с каждым днём было все хуже и хуже до момента его ухода. Я думала о том, что будет с нашими отношениями, когда он уйдёт в армию, сможем ли мы это преодолеть, разлюбим ли мы друг друга. И вот настал тот день, когда его забирают. У меня появилось дикое отчуждение, я как будто моментально к нему остыла. Я не знаю, хочу ли я его увидеть, хочу ли услышать, внутри меня какая-то пустота. За это время он звонил мне два раза и, когда я слышала его голос, мое угнетенное состояние моментально проходило, в те моменты я понимала, насколько я хочу его увидеть и как бы мне хотелось с ним как можно больше поговорить. После разговоров с ним меня такой любящей и окрылённой хватило на полдня и потом снова то отвратительное, угнетающее состояние отчуждения.
Сразу хочу отметить, что у меня периодически появляются, скажем так, «приступы» нежности, заботы и любви к нему, но основное мое состояние - отчуждение и угнетение. Также «розжигом» для чувств являются прогулки по местам, где мы гуляли, воспоминания о совместно проведённом времени, фотографии, видео, голосовые записи, сообщения. Все это помогает почувствовать меня вновь счастливой, но совсем ненадолго.
Прошу совета и помощи. Может ли это быть что-то вроде стресса из-за его ухода в армию и это все пройдёт, когда начнётся какая-то стабильность? Или может мой мозг себя как-то развлекает и мучает страхами от ничего не делания. Эти мысли у меня начались после того, как я засиделась дома и у меня не было разнообразной и активной жизни. Могут ли эти мысли засорять мозг от, скажем, безделья?
Очень прошу, помогите советом. Очень не хочу расставаться со своим молодым человеком, так как я считаю, что я нашла своего мужчину по всем идеалам для себя, но эти навязчивые мысли мне просто не дают покоя. Не хочу думать о том, что я разлюбила. Хотелось бы, чтобы все было как раньше, чтобы я была также счастлива, не засоряя себе мозг такими раздумьями, которые меня просто убивают изнутри. Я также замечала, что мое состояние зависит от настроения. Если у меня отличный продуктивный день, полный приятными моментами, то у меня все хорошо с чувствами, нет никаких проблем и то, о чем я парилась - кажется мне уже не проблемой. Иногда бывает, что засыпаю с каким-то окрылённым состоянием по отношению к любимому, а на утро просыпаюсь разбитой, загруженной и угнетенной, появляются снова эти мысли. Посоветуйте, пожалуйста, как можно отвлечься, если это всего лишь навязчивые мысли или это вообще лечить надо... Иногда хочется просто не жить, лишь бы не чувствовать в себе эту боль о той мысли, что отвыкла и разлюбила. Заранее спасибо за ваш ответ.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Шалеева Анна Владимировна.
Здравствуйте, Ирина!
Вы пишете о непростом периоде вашей жизни, который связан с изменениями в отношениях с молодым человеком – его забрали в армию.
Действительно, это тяжелая ситуация для любых отношений: любящие друг друга люди разделены, позвонить или увидеть его, когда хочется – невозможно. И хотя он служит недалеко, и есть возможность иногда видеться, - ваши отношения, все же, необратимо изменились: из вашей каждодневной жизни этот человек «ушел». И к этой новой реальности нужно адаптироваться. Вполне естественно, что сейчас Вы можете чувствовать некоторую растерянность, подавленность, покинутость; Вам может быть особенно одиноко, а также тревожно за будущее отношений, и как Вы все это переживете.
Ваша проблема мне НЕ видится проблемой «от безделья» или отсутствия разнообразия в жизни, как Вы предположили. Даже, наоборот, мне кажется, что «уход» вашего любимого (не важно, куда и на сколько) затронул внутри Вас очень глубокие переживания (возможно, переживания покинутости из вашего детства).
Возникло ощущение, как будто Вы сами запутались: не понимаете свое состояние и даже страшитесь его. Как будто Вы заперты в Аду собственных мыслей: «люблю ли я?», «что дальше?», «нормальная ли я?», «хороший ли я человек?». Похоже, что помимо изматывающего напряжения, подобные мысли вызывают в Вас настоящую панику. Откуда эти мысли возникли - Вам непонятно; но Вы чувствуете их «навязчивыми», что они «убивают изнутри». Жить в таком состоянии невыносимо на столько, что хочется «не жить». Стоит подумать, первые ли это мысли, которые Вас так мучают.
Давайте попробуем понять, что сейчас с Вами происходит – для этого важно, с одной стороны, подумать о самих отношениях, ваших представлениях о них и ожиданиях, а с другой стороны – о Вас самой и вашей жизни. К сожалению, ваше письмо не вместило в себя рассказ об отношениях с молодым человеком, и о том, какой Вы человек. Однако кое-что я могу предположить, но что-то мне остается только сформулировать в качестве вопросов к Вам – возможно, отвечая на них «для себя», Вы найдете какие-то ответы.
Насколько я понимаю, Вы вступили в эти отношения, когда Вам было 19 лет. Важно проанализировать, как Вы выбрали этого «мужчину по всем идеалам для себя», что это за идеалы; первые ли это ваши отношения; как они складывались и развивались, а, главное, что они означают для Вас – все это значительно может помочь прояснить то, что сейчас с Вами происходит.
Возможно, у Вас есть определенное представление о том, какими должны быть партнерские отношения. Причем, в этом представлении - отношения людей выглядят как нечто неизменное. Но, вот, случилось ужасное – ваши отношения изменились. Если задуматься над этим, то выходит, что жизнь - непредсказуема, и, во многом, спонтанна. Да и чувства человека изменчивы (такова наша природа). Поэтому каждому взрослому человеку приходится жить, смиряясь с непостоянством и как-то выдерживая неопределенность.
Попробуйте ответить (прежде всего, себе) на вопрос - что именно Вас пугает в «остывании чувств» к молодому человеку? Может быть, страшно не сдержать обещания дождаться (и это означает для Вас предательство); осуждение окружающих? Или разрушить текущие отношения, а затем больше никогда не встретить «мужчину по всем идеалам» и остаться одной?
Вы пишете, что хотели бы «чтобы все было как раньше, чтобы я была также счастлива, не засоряя себе мозг такими раздумьями», но, получается, ваше текущее состояние не вызвано «уходом в армию» молодого человека, ведь Вы его сравнили со своим состоянием три года назад, когда об армии еще не было речи. Важно было бы понять, что в тот период – три года назад происходило в вашей жизни.
Также Вы пишете, что текущее состояние началось примерно 4 мес. назад. Возможно, именно в этот период Вы начали осознавать, что в скором времени молодой человек «уйдет» из вашей повседневной жизни? Могу предположить, что ваши чувства и мысли действительно являются реакцией на расставание, сепарацию. А началось это несколько месяцев назад - со страха предстоящего расставания, когда Вы осознали это. Как Вы раньше переживали расставания, периоды отчуждения– возможно, после ссоры с молодым человеком?..
Хотелось бы побольше узнать и о том, какой Вы человек, как живете, какой у Вас круг общения, чем увлекаетесь, кем работаете. У меня сложилось ощущение какой-то пустоты, как будто контактов в вашей жизни не очень много, и, похоже, молодой человек был для вас самым близким. Теперь, с его уходом, кажется, в вашей жизни не хватает близких людей, которым вы доверяете, можете обратиться к ним и получить поддержку. Предполагаю, что в вашем детстве было достаточно много «расставаний» с родителями или периодов, когда по каким-то причинам Вы чувствовали себя покинутой ими.
Мне кажется, ваш страх потери, «боль о той мысли, что отвыкла и разлюбила» – это не страх/боль, что ВЫ перестанете любить. А замаскированный страх/ боль, что перестанут любить ВАС, что Вас покинут. Этот страх «прячется» за другой страх, поскольку перенести его в «чистом виде» почти невозможно. Особенно, когда эмоциональная связь с другим человеком, любовь - являются единственным смыслом жизни. Отсюда возникают мысли – а зачем жить без любви, без этого эмоционального контакта. Проще говоря, думать: «Я разлюбила его» - безопаснее для вашей психики, чем думать: «Он разлюбил меня».
Сейчас Вам тяжело, вам хочется получить совет, помощь. И вы очень правильно поступили, что поискали этой помощи и написали на сайт. Безусловно, у такой комплексной проблемы с глубокими корнями – не может быть простого решения на одно письмо. Но чтобы с чего-то начать - предлагаю Вам начать с … самоисследования: выполнить несложные тесты на нашем сайте: 1) «Шкала депрессии Бека»; 2) «Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона».
Первый тест поможет Вам определить признаки депрессии и, возможно, позаботиться о себе. А второе задание поможет Вам оценить интенсивность чувства одиночества, а также более глубоко подумать о нем (разделы Факторный анализ): о чувствах, вызванных одиночеством (например, чувство отчужденности может быть вызвано чувством одиночества); о том, как эти эмоциональные переживания влияют на жизнь (и какие тут могут быть риски), а также о причинах, которые могут запустить весь этот процесс (например, потеря привязанности).
Сейчас важно найти поддержку для себя, особенно если не хватает ее от близких людей, а также для более глубокого понимая вашего состояния, я бы рекомендовала Вам обратиться за консультацией к психологу.
Искренне ваша, психолог