Страх отношений. И хочу их, и боюсь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В последнее время всё больше начинаю мучиться от грызущего меня внутреннего противоречия: хочу любовных отношений, но боюсь их. Интересуюсь психологией, много читаю, поэтому есть подозрение, что моя проблема вызвана сложными в прошлом отношениями с родителями (но сейчас всё прекрасно): холодная мать (синдром недолюбленного ребёнка?), вечные скандалы родителей на почве алкоголизма отца (в данный момент он уже давно не употребляет алкоголь, родители снова поженились), а старшая сестра вымещала на мне весь свой негатив, постоянно оказывая психологическое давление (критика внешности, характера, оскорбления). Из этого всего выросла дикая неуверенность в себе и заниженная самооценка, но сейчас не об этом. С неуверенностью и самооценкой я успешно справляюсь, в моей жизни появились прекрасные друзья, которых я очень люблю, у нас с ними по-настоящему зрелые хорошие отношения, с родственниками также прекрасные отношения, но осадочек всё же остался :) В итоге я в 23 года ещё не имела опыта отношений с парнями, и не знаю, почему. Я, можно сказать, не влюблялась даже, были лишь лёгкие симпатии. Парни в меня также редко влюблялись. Хотя негативный пример отца не поселил во мнение о том, что все мужчины опасны и ужасны, я общаюсь со многими прекрасными парнями и очень уважаю их, у меня много приятелей мужского пола. Сама я девушка красивая, умная, доброжелательная, психологически стабильная. Часто парни сами делают мне огромное количество комплиментов, однако никто из них в меня не влюблялся, как и я в них. Однажды мне парень сказал: "Я в тебя не влюблюсь, ты слишком хорошая, не хочу тебя портить". Сутками дома не сижу, человек активный, со множеством увлечений. Однако до отношений дело так и не дошло. Я думаю, что дело в моём подсознании. Знакомые девушки парней находят и в автобусах, и в магазинах, и через друзей, а я нигде. Вероятно, подсознательно я сама их избегаю, у меня часто возникают трудности в общении с незнакомыми парнями, я просто боюсь и стесняюсь, но со знакомыми я почти спокойно общаюсь. При этом часто на меня может нахлынуть чувство болезненного одиночества и страстная потребность любить и быть любимой, однако разумом я даже толком и не определилась, хочу я любви и отношений или нет. Что же мне со всем этим делать? Как избавить себя от болезненной потребности в любви и страха отношений? И в чём может быть причина того, что я никак не могу встретить своего человека?
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Елизавета.
Возможно, в Вашей ситуации есть только один момент, создающий помехи для отношений: Вы направляете очень много внимания и энергии теме отношений. То есть много анализируете, думаете, о том, почему Вы не в отношениях, этим самым создаёте напряжение. В первую очередь для себя самой. А мужчины улавливают это. Они быстро и не задумываясь считывают, напряжена женщина или открыта и расслаблена.
И выход из создавшейся ситуации - принять себя. Ту себя, которая в данный момент свободна.
Не одинока, а именно свободна и готова к отношениям. Так Вы начнёте чувствовать легкость и действительно открытость к отношениям.
Возможно Вас это удивит, но Ваша семья не является преградой для отношений, поскольку абсолютно каждый человек тем или иным образом был травмирован в детстве.
И каждая из Ваших подруг, которая сейчас, как Вы пишете, легко знакомится с противоположным полом и в магазинах и в других местах, так же имеют свою историю, свои детские переживания, возможно даже семейные трагедии.
Единственное их отличие от вас - у них есть легкость. Они не задумываются об отношениях, а вступают в них.
Словно сороконожки, они не думают, как им идти. А просто идут и поэтому не падают. Помните историю про сороконожку, которая умела ходить до того момента, как задумалась, как она это делает, а потом задумалась, запуталась и упала.
Вероятно единственное, что на Вас действительно оказало влияние - это моменты с Вашей сестрой, которая показывала, что с Вами что-то не так. И Вы продолжаете сами делать это с собой, ища причины отсутствия отношений.
На самом деле с Вами все хорошо. У Вас всего лишь своё время для отношений. Которое придёт не только тогда, когда вы его усердно ждёте, а когда вы наслаждаетесь каждым моментом жизни, влюблены в себя при любом раскладе, делаете то, что можете делать сейчас наилучшим образом.
Я бы предложила Вам начать больше заботиться об этом шлейфе легкости, наслаждения жизнью, каждым её моментом.
Иначе вопрос об отношениях может перерасти в навязчивую мысль, то есть невроз.
И каждый раз, когда Вы задумаетесь об отношениях, напоминать себе, что это говорит инстинктивная потребность продолжать род, вить своё гнездо.
Но мы ведь не только инстинктами живём.
Поэтому лучшее, что можно сделать сейчас - это перестать зацикливаться на отношениях и направить свою энергию, ресурсы, мысли на принятие себя именно той, какая Вы есть. Без анализирования. Без стремления исправить что-то в себе. Тем более, Вы пишете, что Вы «девушка красивая, умная, доброжелательная, психологически стабильная.»
Столько плюсов, за которые можно себя уважать и быть спокойной за то, насколько повезёт её будущему мужчине!
И, разрешив себе быть самой собой, в отношениях или без них, именно с такой историей родителей, которую невозможно поменять, вы обретёте опору в самой себе и легкость.
Тем более, что у родителей положительно произошёл поворот всей ситуации.
Не знаю, насколько Вам важна история другого человека: я встретила своего мужа в 33 года, до этого не была замужем. Возраст мужа был 36 и это тоже его первые настоящие отношения. На следующий год мы поженились. Каждый из нас на этот момент ощущал счастье. До этого все подруги твердили мне о моем возрасте и говорили, что такого мужчины, которого я жду, не существует. А когда мы встретились, я с первого взгляда поняла: «Это ОН!» И уже будучи замужем я каждый день удивляюсь, насколько он соответствует моим мечтам о нём.
Искренне желаю Вам принятия себя. С отношениями или до них. Наслаждения каждым моментом жизни: когда Вы наслаждаетесь чем-то вкусным, когда Вы находитесь на природе, когда происходят любые приятные моменты.
А в те моменты, когда социум начинает напоминать об отношениях (это часто бывает в преддверии 8 марта, 14 февраля, Нового Года) задумываться больше о том, какого человека Вы хотели бы встретить. Помогать своей мечте становиться ближе в Ваших мыслях, понимая нюансы, которые Вы хотели бы видеть в своём избраннике, а не анализировать, почему Вы не в отношениях.
И да, мужчинам зачастую бывает важно в девушке отсутствие большого количества отношений до него. В этом ещё больший Ваш плюс. Продолжайте беречь Вашу чистоту для того самого Единственного.
Интересно, что перед тем, как начать Вам отвечать, на данном сайте встретилась фраза:
«Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущество.» Ричард Дэвид Бах