Я замкнутый мечтатель.

Вопрос психологу:
С детства я стеснительный и самостоятельный. У меня был старший брат с которым я провёл большую часть жизни до 14 лет. Потом он съехал, поженился и отношения теперь у нас не близкие как раньше. В детском саду я никогда не подходил к сверстникам, а играл один. У меня было 1-2 друга которые сами ко мне подходили и мы дружили. Девочек в саду не было. В это время я часто писался, и один раз надо мной все посмеялись, и я чуть не заплакал.
В 1-ом классе я дружил с мальчиками (1-2) и играл с девочками. Я любил одну девочку и часто после школы провожал её до остановки и как-то раз я хотел показать, что я сильный и начал отжиматься прямо на асфальте. И тут подошли старшеклассники и отшили меня. Тогда у меня появился какой-то комплекс, что и по сей день не могу построить отношения, просто боюсь. Во 2-ом классе я стал очень стесняться и бояться не только девочек, но и всех. Я считал себя некрасивым, слабым, в общем с заниженной самооценкой. Я очень боялся кувыркаться, т.к у меня страх высоты. Я любил одну девочку, потом другую, мечтал о них, ночами плакал, потому что сдержан на людях, никогда не показываю свои эмоции. Был случай когда я выбил все передние зубы своему же другу, чтобы показать девочке, что знаю каратэ. Тогда я окончательно замкнулся в себе.
Мы переехали и я пошел в другую школу, потом еще в другую, потом еще. Там я часто влюблялся, то в одну, то в другую, то в третью. Многие парни заигрывали, флиртовали с девочками, я же был как всегда сдержан, но ночами всё равно плакал. Страх кувырканья, страх общения с девочками и еще боязнь плавать, а также комплексы по внешности (у меня было много-много прыщей, ни у кого таких не было) с этим я прожил всю среднюю школу. Был лучший друг который позже ушёл в другую школу. Я много раз терял друзей и в прошлом.
В 15 лет я начал заниматься онанизмом и у меня появилась тревожность или депрессия. Я хотел сильно измениться, начать общаться, признаться девушке в любви и встречаться, открыться и перестать быть робким. Тогда я начал читать книги по саморазвитию, психологию и вообще читать литературу с искренним интересом. Дело дошло до того что в первое время 10-ого класса я реально изменился и выглядел уверенным и общительным. Это замечали бывшие одноклассники и одноклассницы. Я впервые за много много лет сам заговорил с девушками и "крутыми" парнями, т.е я в прямом смысле шёл против фобий и страхов и преодолевал их. Класс был новый и я влюбился в девушку. Я искренне интересовался ей и вообще часто с ней общался.
В один день один парень на меня обознавался, что я типо строю из себя крутого, в общем раскритиковал меня. Из-за этой критики у меня появилась депрессия, ведь я очень ранимый и чувствительный. Я начал много думать, размышлять о жизни и её смысле в итоге снова стал робким, неуверенным, перестал общаться. Каждый день ходил с угрюмым и холодным лицом. Даже когда мне писала та девушка, я проявлял эту холодность, хотя внутри всё кипело от эмоций.
Таким образом с того дня я провёл так весь учебный год. И почти всё лето.
Сейчас у меня есть 2-3 друга и 3-4 знакомых, с девушками не общался больше полу-года даже в соц сетях, а в душе очень хочу. Страхи не только вернулись, но и начали тревожить меня еще больше. Сейчас, когда я еду в автобусе или метро, у думаю, как обо мне подумают. И чисто физические я не могу выпрямить спину и сделать лицо не угрюмым. Я очень неуверенный.
Я не знаю, что мне делать боюсь, что депрессия станет частью моей молодости. И что я не могу сделать карьеру и найти жену. Та девушка, она мной интересовалась и я ей тоже, но дело во мне, я не смог сделать шаг к действию. Всё из-за моего состояния, которое я хочу изменить во благо себе с помощью психолога. Сам я не смог справиться, сколько книг не читал, сколько тренингов не практиковал. Тут дело не в навыках, а во внутреннем состоянии.
Автор вопроса: Karl Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемый Карл, здравствуйте!
Спасибо за такое подробное описание своей жизни.
Как мне видится у Вас есть проблема с самоотношением. У Вас много положительных качеств, но Вы их обесцениваете. Для Вас слишком важна оценка окружающих.
Я вижу рассогласованность сознания и подсознания. Сознание рисует одни картинки и отсюда Ваши ожидания и стереотипы поведения, а подсознание работает здесь как саботажник. Невозможно по Вашему письму определить корни этого, чтобы дать конкретные советы.
Для Вас очень важно начать работать над собой немного в другом ключе. Вы пишите, что изучали психологию и даже научились выглядеть круто. Ключевое слово здесь - это выглядел. Но каким Вы были на самом деле, внутри себя? Это, как, например, захотеть иметь фигуру атлета, но вместо того, чтобы заниматься спортом просто начать одеваться в одежду большего размера (с большими плечами, или прилепить большие подплечники). Казаться, а не быть. И именно поэтому ничего и не вышло.
Вы никому не показываете свои эмоции, наверное никому не доверяете. Вот с чем надо работать. С доверием и принятием мира, а начинать надо с себя, с навыка понимать и принимать себя!!! Этот навык вполне можно освоить. Есть очень хорошие тренинги по пониманию и принятию себя и других.
Карл, я понимаю Ваши тревоги и очень сочувствую из-за проблем, которые были у Вас в детстве. Но может уже отпустить все это, перестать себя жалеть? Да, вполне возможно, что в детстве Вам не хватало любви и ласки и именно поэтому Вы теперь так цепляетесь за отношения. Но Вас шарахает от самоуничижения до высокомерия.
Для начала Вам необходимо вернуть себе ресурсное состояние.
Вам необходимо научиться перестать себя ругать, перестать ненавидеть других и себя, перестать обижаться на себя и других, перестать вспоминать и смаковать старые обиды и проблемы. По письму сложно понять откуда Ваши комплексы и сформированное базовое недоверие миру. С этим лучше работать индивидуально на очном приеме у психолога, а затем в группе по отработке навыков общения. Все это реально.
Займитесь практиками прощения! Прощая всех обидчиков по каждому эпизоду из своей жизни и прощая себя за то, что по Вашему мнению не соответствовали какому то идеалу. Вы такой какой есть и Вы хорош именно тем, что Вы такой. И все , что происходило в Вашей жизни можно воспринимать как тренажерный зал для отработки Ваших личных качеств. для огранки алмаза в бриллиант (а я уверена, что каждый человек это своеобразный алмаз), а можно плакать и жалеть себя. Вы были маленьким и это нормально было плакать, да и сейчас тоже. Но выбор за Вами по восприятию своей жизни и прошлого. Вы можете написать письма своим обидчикам и высказать им все , что накопилось у Вас, а потом письмо сжечь. Можете написать любовные письма всем девочкам в которых влюблялись. Выпустите свои эмоции, выпустите свои обиды.
Навсегда запретите себе ругать себя, критиковать себя, да и перестать ругать и критиковать других.
Заведите себе дневник благодарностей: пишите туда все за что Вы можете быть благодарны судьбе, родителям, друзьям. Обязательно в течении 2 месяцев находите что-то и записывайте, даже самое малое. Сначала это будет нелегко, затем втянетесь.
С другой стороны этого дневника (тетради) записывайте все хорошее, что было в Вашей жизни: записывайте все мелочи , начиная с самого детства. Потом сами удивитесь сколько оказывается есть хорошего. Можно записывать то хорошее, что делали Вам окружающие, чтобы понять, что они хорошие и от них можно ожидать добро. Даже если сейчас кажется, что это не так.
Так же можно завести дневник, где Вы будете записывать свои положительные качества и достижения. Все это делать не менее 2 месяцев.
Почему я так много пишу про позитивное отношение к себе и к окружающим - потому что это очень часто оказывается важным в преодолении большинства комплексов. Если Вы справитесь хотя бы с одним, то воодушевитесь на преодоление всех остальных по очереди. Начинайте с малого и более легкого!!!
Карл, есть у Вас цель в жизни? Подумайте над этим. Почитайте биографии великих людей, но не сравнивайте себя с ними, а возьмите себе за план действий их планы. Обратите внимание, что у всех людей, которые чего то добивались в жизни всегда была цель в жизни. Было бы хорошо, если бы эта цель была доброй, позитивной и несла добро МИРУ.
Карл, все люди разные. Познайте себя, поймите и примите таким какой Вы есть. А дальше уже будете решать, что необходимо скорректировать , а главное для чего (это надо именно Вам для Вашего развития или это так надо потому что так думают другие). Познайте свой мир и полюбите его! А дальше начните познавать и любить окружающих.
Многие фобии появляются из-за подавления эмоций, из-за непонимания и непринятия себя.
Любой страх – основа самосохранения и выживания, присущая всем живым существам и людям, и животным. Страх нас предупреждает и останавливает от необдуманных поступков. Именно страх вынуждает нас осмотреться по сторонам и лишь потом перейти дорогу, мы лучше пойдем по освещенной улице, чем зайдем в темный переулок, мы учим детей не подходить к незнакомцам. Но страх , настоящий страх - он всегда реален, вернее это реакция на реальную опастность. А то, что нереально, это скорее тревожность, мнительность. И это в нашей голове, а не в нашей реальности. Необходимо это осознать и не отождествляться со своими мыслями-страхами.
Отвлечение, переключение мыслей поможет отодвинуть патологические мысли.
Сила позитивного опыта. Страх уходит, когда появляется успешный, позитивный опыт, когда у человека появляется уверенность, что он умеет справляться с трудностями, что он - победитель. Собирайте свой имеющийся позитивный опыт и накапливайте новые успехи. Учитесь новому и учитесь запоминать в первую очередь свои удачи и успехи.
Чтобы опыт был позитивный, обеспечьте себе легкое, успешное начало, а большие трудные дела превращайте в последовательность небольших действий, каждое из которых вам по силам. Большинство страхов перед какими-то действиями у людей лечится методом "легкое начало, посильные этапы". Если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию!
Лучшее средство от страха - это смех. Неизвестность сама по себе нейтральна. Она может таить в себе как опасность, так и радость, восторг, удовольствие! И то, с каким чувством мы будем ожидать предстоящего события - со страхом или с нетерпением, - во многом зависит от наших установок, от того, как мы его себе представляем.
САМОЕ СТРАШНОЕ - НЕ СТРАШНО! Важно то, как мы себя настраиваем!!! Сила позитивного мышления. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы.
На данный момент Вы запрограммировали себя на негатив негативными мыслями внутри себя (я про Вашу спину и страх). Одна из самых популярных стратегий страха - «фокусировка на негативе».
Как-то наблюдали за одним олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту. Перед прыжком он некоторое время стоял на старте с полузакрытыми глазами, слегка напрягал и расслаблял свои мышцы, как будто что-то проигрывал внутри, в своем воображении... И только потом начинал бежать. Иногда он начинал бежать к планке через 5 секунд. Иногда через минуту. Причем это время было каждый раз разным. Когда спортсмена стали расспрашивать, что же он делает в те мгновения перед стартом, то выяснилось следующее. Выйдя на старт, спортсмен начинал представлять, как он стартует, бежит к планке и прыгает вверх. Если в этом воображаемом прыжке планка сбивалась, то он стирал эту картинку и вновь начинал представлять себе, как стартует, бежит к планке, прыгает вверх... И так до тех пор, пока в воображении ему не удавалось взять высоту. И тогда он срывался с места. Бежал. Прыгал. И легко брал эту высоту! Потому что до этого он успешно взял ее в своем сознании.
Подумайте над этим!!! Если Вы займете все Ваше внутреннее телевизионное время «позитивными фильмами», то для «фильмов ужасов» просто не останется места!
Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие.
Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт Вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.
Смените «пластинку». Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую. Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу, почитайте интересную книгу. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг.
А если Вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что Вами владеет страх ума, а не реальный страх.
Упражнение “Нарисуй свой страх” Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4. Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени... Теперь вам предстоит уничтожить свой страх по своему выбору: сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха; превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым; либо придумать свой вариант. А теперь ответьте для себя на следующие вопросы: Какой способ избавления от страха вы выбрали? Какой этот страх сейчас? Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»? Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?
Есть хорошее Упражнение “Кинотеатр”.
Работа с картинкой: образом страшной ситуации в памяти Картинка ситуации в голове нередко гораздо страшнее, чем вообще может быть: "У страха глаза велики". Меняя хранящуюся в памяти картинку ситуации, делая ее более реалистичной или менее яркой, отдаляя ее от себя, разрушая картинку - мы уничтожаем "спусковой крючок" страха, отключаем кнопку страха.
В NLP – есть хорошее упражнение, которое называют бутерброд, сендвич безопасности: хорошее – плохое – хорошее.
Просто заведите себе привычку - прокручивать в воображении «до» и «после», всем своим существом ощущая безопасность, которая как ласковое море окружает крошечный колючий мыс Вашей проблемы, со временем превращая этот острый мыс - в гладкий камень. Страх порождается картинкой страшного, но разум не различает представляемых событий от реальных. После того, как Вы в воображении преодолеете страх много раз, Вам будет уже значительно легче справиться с этой ситуацией в действительности, ведь на подсознательном уровне уже закрепилась модель событий, когда Вы снова свободны. Метод самовнушения очень силен. Чтобы ни случилось, Вы всегда можете его применить и будете иметь успех.
Хороший способ — это визуализация. Вы заметите, что даже после однократной пятиминутной визуализации, Вам будет уже значительно проще справиться со страхом. УПРАЖНЕНИЕ: Позитивные фильмы Создайте в своем воображении самый лучший сценарий Вашей будущей жизни, или следующего дня. Пусть это будет фильм, в котором Вам все удается, Вас любят, Вас принимают и хорошо думают о Вас, Вам улыбаются, вы чувствуете себя расслабленно и комфортно, легко контактируете со всеми и т.д. и т.п.! А теперь прокрутите этот фильм в своем воображении 10-20-30-100 раз. Научитесь фокусироваться на позитиве! Тоже самое и со своими родственниками - представляйте их дружными! Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие, говорите ей СТОП.
Карл, поверьте, пожалуйста, что каждому человеку есть дело только до себя. Когда Вы едете в транспорте никто даже не замечает Вас (как бы неприятно это не было эго). Каждый человек сосредоточен на себе и своих задачах, так же как и Вы. Подумайте над этим.
Всего Вам хорошего!