Я ненавижу за все себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя жизнь превратилась в болото и я в нем медленно тону. Живу с молодым человеком, у нас хорошие отношения.Заканчиваю магистратуру, работа сидячая, я поправилась на 5 кг, кажусь себе ужасной. Мне не нравится моя жизнь. Некоторые мои одноклассники живет и работают за границей, у большинства из них интересная жизнь, а со мной просто ничего не происходит. И «заколебал» меня мой «муж» заверять, что успешные мои знакомые-дети богатых родителей, а обычные, как мы, идём своим путём. Так же он говорит, что я красивая и вес здесь ни при чем и прочие глупости. Все, что происходит в моей жизни и НЕ происходит я считаю полностью своей виной. Я виновна, что не богата, я виновна, что я жирная стала и теперь не могу похудеть, я виновна, что жизнь моя-болото. Просто. Ничего. Не происходит. Я ненавижу себя. Я - бессильное и безвольное существо. Я не люблю своих родственников, и Я виновата, что не могу их прощать. Я - младшая в семье и у нас было принято так, что надо мной все смеялись, как над самой глупой или неуклюжей. А смела огрызаться - мне устраивали бойкот. И вот уже не живу с ними давно, да и они давным давно не смеются надо мной, а я простить не могу. Вот такой вот я погрязший в своим обидах кусок Г, извините за грубое слово. И да, я знаю, что в моих силах все это исправить, но такое чувство, что нет этих сил, будто взять их неоткуда. Я не чувствую в себе уверенности, что я способна на другую жизнь, но сегодняшняя делает меня несчастной.
В моей жизни уже 2 года АБСОЛЮТНО ничего не происходит, думала я. Но в моем понимании «ничего»-значит я не путешествовала и не знакомилась в новыми людьми. Знаете, будто бы играю в компьютерную игру без интернета. Т.е. возможности очень ограничены, все по расписанию и нет ничего непредсказуемого. Я как бы и развиваюсь. Я учу английский, работаю и изучаю параллельно видеомонтаж (я -режиссёр монтажа). Но! Чувство, что жизнь тянется как сопля, как раз вместе с этим периодом я разжирела и ненавижу себя. Смотрю на свои фото и хочется спрятаться от стыда, что я не достигла поставленных на жизнь целей. Но вот что мне неясно: раньше я из-за этого сильно бесилась, я плакала от безысходности и отчаяния, мои попытки что-то предпринять не помогали. А сейчас я уже не могу плакать. Чувство, будто эта серая грусть села где-то глубоко и просто живет со мной всегда. И не хочется кричать. Да ничего уже не хочется, мне и жить то не особо хочется. Я проверилась на гормоны, все со мной в порядке. Если честно, сейчас единственное о чем я мечтаю - ни с кем не говорить, уткнуться в сериал на сутки и есть яблоки Фуджи. Я не сплю. Я просто существую и плыву по течению, будто в трансе. И так хочется прийти в себя, а я не могу. Будто во сне: понимаешь, что это страшный сон, а проснуться из него не можешь. А это и не сон вовсе. Хотя хотелось бы уйти отсюда и “проснуться». Знаете, я даже не знаю, зачем это пишу. Да просто хотелось кому-то сказать. Своим не скажешь, «своих» у меня - 1 человек, но я не хочу его грузить, у него и без моих соплей дел по горло. Ныть я не хочу. И не жалуюсь никому.
Что мне делать, я в отчаянии, эта «серая масса дней» длится уже 2 года. Буду благодарна за ответ!
Автор вопроса: Саша Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Саша. Мне понравилось, что ныть и жаловаться Вы не хотите, а решили искать помощь у специалистов. Я надеюсь, что в этом письме-ответе, Вы найдете полезные мысли, которые помогут Вам немного по-другому взглянуть на ситуацию. Учитывая, что описанное состояние длится два года, считаю, что личная терапия или консультации, также могли бы существенно помочь Вам.
Для того, чтобы изменить отношение к себе (с ненависти на принятие себя/любовь), давайте ОБЪЕКТИВНО оценим причины формирования того самого отношения к себе. То есть, Ваша задача сейчас - «включить РАЗУМ». Эмоции и чувства, какими бы обоснованными они Вам ни казались, - пусть «отдохнут».
Как известно, «все проблемы, родом из детства». В раннем детстве, человек не то чтобы плохо знает себя, свои способности и возможности, он ВООБЩЕ ничего не знает о себе и не фильтрует оценки окружающих. Он ЧУВСТВУЕТ ОТНОШЕНИЕ близких к себе, слышит их описания. Ребенок верит им больше, чем себе, к сожалению. Если определенные оценки и характеристики неоднократно повторяются, ребенок ПРИВЫКАЕТ думать и относиться к себе в соотвествии с тем, что «впитал» в своем окружении. Вы пишите: «Я - младшая в семье и у нас было принято так, что надо мной все смеялись, как над самой глупой или неуклюжей. А смела огрызаться - мне устраивали бойкот". Такой подход, никак не может стать основанием для здоровой самооценки. Выражение Вашего несогласия на такое отношение, тоже не принималось. Обида и невысказанный гнев, похоже, породили ощущение бессилия, боли, злости и ненависти к родственникам за «такое» их отношение к Вам, и к себе за «несоответствие» их «стандартам». Став старше, скорее всего, Вы хотели переосмыслить полученный опыт.. Результат - внутренняя борьба: попытка забыть и «отвязаться» от ярлыков, а они как-будто все равно «диктуют» как воспринимать себя. Попытка задавить свои чувства, потому что они «не правильны» и тд.. Саша, что происходит у Вас внутри, точнее знаете только Вы.. Я искренне сочувствую Вам.. На этом остановим наш экскурс в историю и СОСРЕДОТОЧИМСЯ на СМЕНЕ ОТНОШЕНИЯ к себе, родственникам и жизни вообще. Представьте Саша, что жизнь - это порожистая река, заваленная валунами. Человек - гребец на байдарке. Для неопытного - каждый валун, это препятствие, которое может его потопить. Для тренированного - каждый камень, КАК ТОЧКА ОПОРЫ, от которой он отталкивается веслом, чтобы ровнее вести свою лодку.
И начнем мы с Вами «тренировку мышления» с самооценки. Помните, САМОоценка, основанная на том, что говорят о Вас другие - НЕВЕРНАЯ. Просто потому что, что каждый человек (включая наших близких), видит мир по-своему. В психологии, это называется ПРОЕКЦИЕЙ, то есть это процесс ПЕРЕНОСА или ПРИПИСЫВАНИЯ своих черт, эмоций и мыслей, - другому. Так что фразы и отношение родственников, скорее диагностирует их состояние на тот момент, и совсем не является Вашей подлинной характеристикой. Сейчас, Ваша задача, воспользоваться своим правом выбора: соглашаться с услышанным или нет. (На данный момент Ваше состояние, результат внутреннего согласия с описанием родственников). Так чему Вы ПОЗВОЛИТЕ ВЛИЯТЬ на себя: прошлому или ЛИЧНО ВЫБРАННЫМ новым, ПОЛЕЗНЫМ установкам? Каким конкретно?
Давно замечено, что попытка соответствовать представлениям и ожиданиям других, верный способ потерять себя, свою индивидуальность. И внутреннее недовольство собой - явный сигнал, что мы не знаем и не принимаем себя и идем НЕ СВОИМ путем. Поэтому необходимо «провести ревизию» прошлого: «хлам» выкинуть, ценное оставить, выбрав свой курс в жизни.
Основанием для здоровой самооценки могут быть только результаты СВОИХ действий. Любые действия, при желании, опыте и времени - совершенствуются. Значит, адекватная оценка своих действий, не может быть быстрой и сделана на основании одной попытки.
Теперь посмотрим на конкретных примерах из Вашего письма, РЕЗУЛЬТАТЫ Ваших ДЕЙСТВИЙ:
«Живу с молодым человеком, у нас хорошие отношения». Прекрасно! Несмотря на прошлый опыт, Вы сумели довериться человеку, который стал Вам близким, сумели внести свой вклад в отношения, чтобы они ощущались как хорошие для обеих сторон. Так держать!
«Заканчиваю магистратуру». Отлично! Время зря не теряли, получили образование, профессию и скоро соответствующий документ об этом. Получили ценный опыт и самодисциплины, так ведь? Согласитесь, что «бессильное и безвольное существо» на такое не способно! Значит подобное самоопределение ложно и не имеет «права жить в Вашей голове».
Заверения мужа. Это дорогого стоит! И говорит о его бережном отношении к Вам. Без его поддержки было бы гораздо сложнее, цените это :)
Вы знаете, что в Ваших силах все исправить. Здорово! Принятие ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь - признак зрелости. Внутрення сила изменить то, что не устраивает, появится, когда Вы станете СЕБЕ ДРУГОМ, научитесь замечать свои достоинства и достижения, а не обесценивать их. Научитесь вдохновлять себя, а не подавлять. Из ошибок делать полезные выводы и учитывать опыт. Обратите внимание на свой внутренний диалог: если он негативно окрашен, считайте, что сами у себя «сливаете бензин» и ехать дальше, при всем желании просто не получится.
«Я развиваюсь». Умничка, что сказать? Помогите себе делать это с радостью и удовольствием. Внутренний диалог Вам в помощь :)
«Учу английский, работаю и изучаю параллельно видеомонтаж (я - режиссёр монтажа)». Ничего себе! И Вы считаете, что ничего не происходит в жизни? Она насыщенна интересными, полезными занятиями, которые Вы выбрали. Знакомство с новыми людьми не происходит? Когда Вы по достоинству оцените результаты своих действий и себя, отдохнете физически, Ваше эмоциональное состояние заметно улучшится. Вы СТАНЕТЕ ЗАМЕЧАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ для знакомства с новыми людьми, появятся силы эти связи поддерживать. Путешествия - тоже хорошо, и даже полезно сейчас, тем более если длительное время «все по расписанию и нет ничего непредсказуемого». Это похоже на усталость. Вы - живой человек, и свои ресурсы важно вовремя восстанавливать. Если нет возможности уехать, включите в свое расписание «зигзаг», - это время для себя в удовольствие: сходите в парк, бассейн, спортзал, кино, кафе, да куда-нибудь, чтобы переключиться с рутины и отдохнуть. Пригласите мужа на свидание или предложите ему пригласить Вас. Удивите его, потом он возможно удивит Вас. Почему нет?
Теперь о том, что нуждается в коррекции, опять-таки из письма:
«Мне не нравится моя жизнь». А какую Вы хотели бы жизнь? Вы ведь режиссер монтажа - соедините ценное из прошлого с ценным из настоящего с тем ценным что еще может быть в одно целое. Как режиссер своей жизни, напишите свой сценарий. Проявите творчество :)
«Прокрутите в голове», нравится? Если нет, меняйте чтобы не жить по чужим сценариям.
«Я кажусь себе ужасной». Ключевое слово - кажусь. На то, что нам кажется, влияет физическая и эмоциональная усталость. Выход: СПОКОЙНО принять факт набора веса как РЕЗУЛЬТАТ сидячей работы (5 кг, это не 50 :) (хотим ДРУГИХ результатов, делаем ДРУГИЕ вещи). Решение: пересмотреть питание, включить прогулки и элементарные упражнения, которые бы подняли уровень серотонина, добавили бы энергии, улучшили бы обмен веществ и процесс стройности «пошел».
«Я не люблю своих родственников, и Я виновата, что не могу их прощать». Ваша не-любовь, это защитная реакция на их отношение к Вам. Примите этот факт без осуждения себя. Вы, как ребенок тогда, не нашли другого решения этой ситуации. Проникнитесь СОЧУВСТВИЕМ к себе.. потом к родственникам. Ведь их отношение, как мы уже обсудили, была диагностикой их состояния. По-другому они не смогли. Возможно на данный момент, у них больше чуткости и мудрости.. Прощение, штука не простая, но очень важная.. Поможет доброжелательная дистанция от своих эмоций. «Взгляд со стороны» на ситуацию тогда, анализ возможных причин такого поведения.. сочувствие и желание прошлое - «оставить в архиве, а не в своей голове». После качественной внутренней работы, чувство вины начнет испаряться.
«Я не чувствую в себе уверенности, что я способна на другую жизнь». Это тесно связано с самооценкой. Уверенность формируется и растет ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЯ и ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ внутренний диалог. Ежедневно отмечайте действия, помогающие Вам приближаться к целям. Да похвалите Вы себя за УЖЕ проделанные шаги: поступили в ВУЗ, сколько сессий позади! Магистратура подходит к концу.. Вы думаете, это само собой? Многие даже поступить не могут ;) и тд,
«Все по расписанию и нет ничего непредсказуемого». Научитесь сами удивлять себя. Делайте короткие ПРИЯТНЫЕ перерывы. Чашка ароматного чая или кофе, пересмотр красивых фото, например, могли бы зарядить Вас позитивом. Придумайте, что еще?
«Хочется спрятаться от стыда, что я не достигла поставленных на жизнь целей». Обьективно «проверьте» насколько АДЕКВАТНЫ Ваши цели и сроки для их реализации. Даже если срок немного "растянулся", все равно отмечайте прогресс. Если кажется, что «все стоит на месте», что ж, иногда даже в ВУЗах предусмотрен академ-отпуск по некоторым причинам. Разрешите себе отдохнуть. После, у Вас появится больше сил и желания двигаться дальше. Помните, что главный «напарник по жизни себе» - вы сами. Обеспечьте себе приятное сотрудничество ;)
И да, НЕ СРАВНИВАЙТЕ себя с другими, тем более, не в свою пользу!
Саша, искренне желаю Вам успехов!
Будут вопросы - пишите.
С уважением, Наталия Гришугина