Как прийти в себя, побороть апатию и начать жить?

Вопрос психологу:
Доброе утро, меня вот уже 4 месяца беспокоит сильная апатия, тревога. Ощущение такое что ничего не хочется делать. Я сейчас являюсь студенткой, и я скажу что моя специальность достаточно сложная, (я учусь архитектора).
В начале этого года я сделала невозможное для себя, меня пригласили на стажировку, где я пробыла 5 месяцев, но в итоге из-за учебы не получилось ее закончить. К моему большому сожалению. Стали случаться приступы истерики и панических атак. Началось это в мае. На проектной недели получилось так что у моей любимой бабушки случился инсульт и я подхватила простуду сильную, температура держалась 7 дней (вероятно из-за стресса)
Я в проектную неделю успевала ухаживать за бабушкой, и бороться с болезнью, когда пришла в норму сделала проект, и действительно он получился достойным, но меня не поняли, сказали что я пропускала много, и поэтому 3.
Случаются чп каждый месяц, Бабуля резко заболела и было очень страшно, я уже потеряла дедушку, поэтому на меня так повлияло (мы живём все вместе и у меня нет отца, поэтому у меня настолько крепкие отношения с семьей). Бабушка на данный момент здорова.
А теперь я полностью запуталась, я не понимаю что мне нужно, что я хочу от этой жизни, потому что за что бы я не бралась в последнее время, у меня совершенно все не получается. И внутри сидит такая напряженность, я не знаю что с ней делать.
Мы живём не богато, иногда получается так что доживаем последнюю неделю на сто рублей. А пойти на работу я не могу из-за учебы, поэтому перебиваюсь проектной работой.
Заслуги есть у меня, я постаралась выиграть грант в университете, этим облегчить немного жизнь.
Я поступила на бюджет, учусь на отлично, и всячески помогаю дома беру подработку по тому что знаю.
А жизнь проходит мимо меня, я не знаю почему так, это из-за нищеты или же из-за всех моих неудач.
Я очень хочу снова обрести внутреннюю энергию и силы, поверить в себя. Но когда раз за разом перед тобой закрывается дверь (в любой сфере) как бы я не старалась, руки опускаются сами собой.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Задохина Инна Александровна.
Здравствуйте Анастасия! Я не по наслышке знаю, как тяжело учиться на архитектора, поэтому представляю в каком физическом и эмоциональном напряжении вы живете, особенно с учетом того, что вы отличница. То, что у вас уже начались панические атаки говорит о сильном стрессе, который вы испытываете длительное время. Конечно с решением вопроса по паническим атакам нужно обязательно обратиться к специалисту, но раз сейчас нет материальной возможности, рекомендую прочесть книгу А.Курпатова "Четыре страшных тайны. Паническая атака и невроз сердца", она многим помогает справиться с этой проблемой.
Вы конечно проделали огромную работу, поступили на бюджет, учитесь на пятерки, получили грант.... задайте себе самый главный вопрос: вы действительно хотите стать архитектором? Это точно истинно ваше желание или это желание какого-то близкого и важного человека? Так бывает, что родители реализуют в своих детях свои личные несбывшиеся мечты, и тогда дети исполняя волю родителей начинают мучатся, потому что это так же тяжело как заставить слона летать, потому что слон это не птица и никогда ей не станет.
Если же вы уверенны, что свое призвание вы выбрали самостоятельно и оно приносит вам настоящее удовольствие (когда учеба хоть и тяжелая , но интересная и хочется еще и еще)то давайте подумаем вот о чем, профессия архитектора очень креативная, и требует хорошего воображения и полета фантазии, для этого человек должен находиться в ресурсном состоянии (это та самая внутренняя энергия и сила которые вы упоминали). Что делать, чтоб они появились вновь? Во-первых начните о себе заботиться!!!Это очень важно!!! Заботьтесь о себе так, как будто вы - это бабушка с инсультом, вот прямо представляете себя на ее месте, это поможет вам понять какой должна быть забота.Еще расскажу о двух очень простых практиках, которые реально работают в подобных случаях. Вам необходимо выписать 15-20 дел которые доставляют вам только удовольствие (например: катание на велосипеде, принятие ванны, прослушивание музыки, чтение книги, пускание мыльных пузырей) причем эти дела не должны быть связаны с другим человеком (например разговор с подружкой не подходит)просто потому , что не всегда рядом с нами есть люди способные помочь сейчас , сюда так же не могут входить покупки и любые удовольствия за деньги (потому что деньги есть не всегда в нужном количестве) и не могут входить действия которые вызывают у вас зависимость (например если вы знаете, что склонны "заедать проблемы" сладким(после сильного стресса едите сладкое), то нельзя в список включать поедание сладостей). Каждый день нужно выбирать из списка три таких приятных дела и выполнять их. Поэтому лучше в список таких приятностей вписать дела которые будут подходить под разное физическое состояние, например если вы устали, то катание на велосипеде не подойдет сейчас, а вот принятие ванны с пенной очень даже. Если в течении месяца вы каждый день всегда выполняете из списка одно и тоже дело, значит уровень вашей жизни повысился и можно его вычеркивать, а вместо него вписывать другое приятное дело. Предупреждаю сразу, очень часто с составлением списка возникают такие проблемы, люди записывают всего 1-3 дела и впадают в ступор, больше ничего в голову не идет, в таком случае не стоит торопиться, нужно дать себя время, рано или поздно в памяти начнут всплывать и другие приятности, по времени составление этого списка может занять неделю и даже больше.Главное не бросать. Так же каждый день записывайте в тетрадь три маленьких чуда которые случились с вами за день, ведь жизнь продолжает идти, она не стоит на месте и не замерла. Что считается чудом? Это очень индивидуально для каждого человека..например сегодня вышла из метро и сразу подъехал мой автобус-да это простое обыденное чудо:) Встретили по дороге на работу человека с собачкой вашей любимой породы, увидели малыша с удивительными глазами.
Эти простые практики помогут вам вновь обрести внутренние силы. Если будут возникать еще вопросы, обращайтесь.