Чувство, что я на дне. Тоска и апатия.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я учусь на 5 курсе медицинского университета, в этом году должна закончить его. Сколько учусь здесь, постоянно преследует сильная тревога, нежелание учиться, чувство что всё бессмысленно и неважно. Хочется сбежать из этого города и вуза. Я настолько опустошена внутренне, что мне уже наплевать, что скажут окружающие, если я брошу учёбу. Мне стало в принципе без разницы на свою жизнь, судьбу. Все идёт как идёт. Я ни на что не надеюсь, только хочу чтобы скорее прошло это время пребывания здесь. Я понимаю, что далека от медицины, меня это не увлекает, не впечатляет. Но в то же время я не знаю, куда направить свои силы, в какой области развиваться, если бросить учёбу. Большое количество информации, требования преподавателей, значительные объемы работы всё это вгоняет меня в тоску и апатию, я бесконечно откладываю дела, хочется просто лежать и ничего не делать. Но при этом постоянная тревога, чувство собственной несостоятельности, стыда заставляют меня что-то делать, учить, хотя я это делаю как не в себе, потом всё быстро забывается, мне кажется я не помню за прошедшие 5 лет учебы толком даже четверти дней, проведенных в стенах вуза. Сказывается ещё то, что я живу далеко от семьи, мне не хватает близкого общения, какого-то человеческого тепла, понимания. Я не знаю, где их искать с таким настроением как у меня, мне наоборот не хочется тяготить людей своим таким состоянием. Мне кажется, что я никому не интересна. Мне хочется внимания и заботы, которые не от кого получить. И которые я сама никому не даю. Чувствую себя бесполезной, нереализованной ни в одной сфере жизни, живущей на деньги родителей и ничего не дающей взамен. Подскажите, пожалуйста, как мне быть с моим внутренним постоянно конфликтующим состоянием между надо и хочу, неуверенностью в себе и своих силах, негативным настроем на будущее и просто отвратительным душевным состоянием на данный момент времени? Спасибо за ответ!
Автор вопроса: Анна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Анна! Обратная связь по вашему письму.
Вы, наверное, удивитесь, что 70-80% (цифры примерные) студентов страдают от того, что зря учатся, не видят смысла.
Это из-за того, что после школы только 20-30% точно знают чем они хотят заниматься, а остальные идут учиться туда, куда направляют их родители, потому что сами не смогли определиться или по строгому настоянию родителей. Как утверждают психологи в 17 лет не сформирована та часть мозга, которая отвечает за долгосрочное планирование, да и взросление наступает гораздо позже.
Что делать?
1.Ваши чувства бессмысленности, тоски, но при этом постоянная тревога, чувство собственной несостоятельности, стыда.
Напишите эссе: Чем вы разочарованы?
а. Что вы хотели, ваши ожидания от учебы.
б. Что получили, факты, полученный итог прямо противоположный ожиданиям.
в. Что вас больше всего расстраивает в этом? Самое неприятное одним словом или фразой.
г. Что вы сделаете завтра, учитывая свои ошибки. Что вы сохраните, что ценно в данной ситуации? Чем она вас обогащает? Что дает вам ваше образование, какие умения, навыки?
д. Напишите план в 2-3-пункта, ваши действия на ближайшее время.
2. А еще, каждое утро в течение недели пишите список: как вы сможете ухудшить свою ситуацию? Как можете ухудшить еще свою жизнь? Что вы делаете из этого списка уже сейчас?
3. «Я бесконечно откладываю дела, хочется просто лежать и ничего не делать». Прокрастинация из-за протеста, поэтому вы откладываете постоянно дела. Что делать? Если вы хотите все-таки закончить обучение, то нужно найти смысл – зачем вам это нужно.
Поможет техника обратное планирование своих дел.
4. «Не хватает близкого общения, какого-то человеческого тепла, понимания. Я не знаю, где их искать с таким настроением как у меня, мне наоборот не хочется тяготить людей своим таким состоянием».
Правильно ли я услышала, что вы не общаетесь? Сделайте противоположное: начните общаться с сегодняшнего дня.
Напишите список людей кто вам интересен и с кем вы могли бы пообщаться прямо сейчас, пусть это будет для начала несколько фраз или просто СМС, 2 СМС.
Вы удивитесь, что только вы сделаете шаг и вокруг вас появятся люди с кем вам будет интересно проводить время.
Двигайтесь медленно, делайте небольшие шаги.
5. Можете прочесть только одну главу: Записи о тревоге в книге «Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни». Лихи Р. Эта книга может дать вам ответы на некоторые вопросы.
6. Подумайте над тем, что вам не обязательно становиться профессионалом, вы можете выбрать другую карьеру. Что вам ближе из перечисленного?
Вы можете позволить себе закончить образование и использовать его в построении своей личной карьеры. Медицинское образование дает большие возможности в этом.
Существуют разные виды карьеры:
а) профессионал (специалист),
б) руководитель, управленец,
в) ученый, исследователь,
г) предприниматель,
д) политик.
Напишите по баллам 5б – максимум и 1б – минимум, к чему у вас больше задатков и интереса. Что ваше, что не ваше? Не все выбирают путь профессионала, все зависит от склонностей, ценностей. Не все хорошие профессионалы могут быть политиками или менеджерами и тем более предпринимателями и т.д.
А теперь проранжируйте, как бы вам хотелось через 1-3 года? Что бы вы хотели на 5б, на 4б и т.д. Изменилось ли что-то? Признаете ли вы, что стоит что-то изменить? Есть ли у вас готовность что-то менять? Если «Да», то напишите 3-4 пункта, что и как вы будете менять.
7.С неуверенностью в себе, негативным настроем на будущее и отвратительным душевным состоянием, если не поможет описанное выше, я бы порекомендовала обратиться к психологу, кто работает в краткосрочном подходе, онлайн или лично для консультации. Помогут 2-4-сессии, максимум 10.
Появились ли у вас какие-то вопросы? Озарения? Рада, если смогла вам помочь.
Удачи вам!
Ваш психолог Костюкова Наталья
Skype LIA KOS
______________________________________________
«Побежден лишь тот, кто сдается! Поражение – это ежедневный суицид»