Постоянно чувствую себя неловко.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Аида, мне 28 лет. У меня такая проблема, постоянно чувствую себя неуверенно, неловко. Разговариваю и переживаю что выгляжу глупо, переживаю очень сильно насчет мнение других людей обо мне. Потом всё в голове прокручиваю, кому и что я сказала, как сказала, правильно ли себя повела, правильно ли ответила. И самое главное что меня беспокоит это моя улыбка, всем подряд ,в любых ситуациях, когда надо и когда не надо я улыбаюсь, задаю вопрос и улыбаюсь , что то говорят я улыбаюсь. Сегодня я осознала что это просто ужас, я хочу понять почему так происходит. Почему я так делаю :(
Пытаюсь ни с кем не ругаться, со всеми стараюсь быть милой , но нет раз за разом получаю негатив в свой адрес. Не понимаю может это в всех так, может все ругаются с кем то, но я если пообщаюсь с кем то, меня просто трясет, обида душит просто ЗА ЧТООО ? В момент ссоры не могу ответить спокойна, трясется голом, слезы наполняют глаза ,трясутся руки ,краснею (( потом спустя время еще сильнее обидно что не смогла ответить, что не смогла объяснить свою позицию. Ведь я человек вроде не тупой, когда спокойная могу хоть о чем угодно грамотно поговорить(но с улыбкой конечно) помогите мне разобраться в себе пожалуйста. Не хочу хвалить себя, я считаю себя очень отзывчивым человеком , чужие и близкие, родные, знакомые помочь готова всем и всегда. Даже иногда прям хочется быть полезной и помогать людям. Но когда встречаю грубых, наглых, агрессивных людей то впадаю в депрессию. Почему другим безразлично что о них думают, а я из за всегда делаю трагедию. И еще я не могу поверхностно относится к чему то, во всем хочу точности, узнать все, спросить по несколько раз что бы убедиться. Из простых вещей делаю проблемы например попросили у меня принести какую нибудь справку ? то все паника, как, где ,какую, у кого, а во сколько принести а а какие печати там должны быть и т.д
Всего боюсь. Короче помогите
п.с простите за ошибки, русский не родной мой язык
Автор вопроса: Аида Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Аида.
В основе вашей неуверенности похоже лежит страх оценки, осуждения и неумение защищать свои границы. Такой «комплекс хорошей девочки», когда ценность «быть хорошей для всех и всегда» занимает приоритетную позицию. Отсюда и натянутая улыбка в любых обстоятельствах, - чтобы никому не доставить неудобство, никого не смутить и не обидеть, - «Продолжайте, оскорбляйте, не стесняйтесь! Об меня можно и ноги вытереть и негатив свой разрядить! Все хорошо …»; и неспособность ответить, ведь хорошие люди не конфликтуют; и потребность все прояснить, чтобы не дай бог не ошибиться, - у хороших людей нет права на ошибку! Все это вызывает огромную тревогу и постоянное напряжение. Ведь вы просто человек, а не биоробот с заданным набором идеальных качеств. Вы обладаете всем набором эмоций, к счастью, и такую маску «хорошего человека» удерживать все сложнее и сложнее.
Такое случается зачастую в условиях завышенных требований к ребенку. Когда, например, в семье несколько детей и взрослые заняты обеспечением базовых потребностей (еда, жилье, тепло, безопасность), то на старших детей возлагается весомая доля ответственности, а право на детские капризы или проявления негативных эмоций отбирается. То есть, твои потребности менее значимы, чем общие. Ребенок учится жертвовать своими потребностями во благо других.
Также запрет на негативные эмоции может быть в семьях в силу определенных установок, консервативных культурных взглядов, принципов воспитания («и нас, и наших дедов так воспитывали, и мы также своих детей будем!»). Когда ребенка стыдят за слезы, обиду или злость даже в объективных ситуациях проявления таких чувств: «не ной, не позорься!», «на обиженных воду возят!», «надо делиться… отдай свою игрушку… не жадничай!», «нельзя драться, обзываться» и т.п.
Девочке может с детства внушаться, что она имеет ценность только в роли хорошей хозяйки, доброй и смиренной жены, что смысл ее жизни в замужестве и материнстве, а идеальная жена и мать все делает ДЛЯ… мужа, детей…
И вот, уже во взрослой жизни вы, вроде бы понимаете, что улыбка не уместна, ситуация не справедлива, чувствуете злость, гнев, обиду… а выразить эти чувства, обозначить границы допустимого в свой адрес, дать четкий отказ не умеете, потому что не научились, а умеете, наоборот, хорошо все это маскировать из страха осуждения (как когда-то в детстве).
В данном случае нужна психотерапия, которая будет направлена на разрешение себе негативных чувств (снятие запрета на гнев и обиду), работу со стыдом, виной и страхом, освоение навыков экологичного выражения этих чувств, осознание своих потребностей и стратегий их удовлетворения, умение отказывать и обозначать собственные границы …
Методы работы могут быть различные (КПТ, ССТ, расстановки, обращение к внутреннему ребенку и т.д.), на определенном этапе будет очень эффективно подключить групповые формы работы (тренинги) с целью получения нового опыта в группе: испытать «такие страшные» реакции людей на отказ, на проявление негативных эмоций в безопасной атмосфере; попрактиковать свои способы реагирования. Важно, идти на тренинг подготовленной и лучше по рекомендации специалиста.
Если же говорить о стратегиях самопомощи, то позвольте себе снизить требование хоть в этом – невозможно резко и сразу изменить отработанные годами поведенческие привычки. Первый шаг вы уже сделали – осознали свою проблему и механизм проявления. Вторым – будет отслеживание привычных проявлений и фиксация себя в моменте – такое самоисследование (хорошо для этого подходят различные формы ведения дневников), далее – попытки отказа от привычных способов реагирования (перестать улыбаться, соглашаться, взять паузу с ответом), потом уже поиск и внедрение альтернативных способов. Важно поощрять себя на каждом этапе продвижения, за каждый даже самый маленький шаг и не отчаиваться, когда дали слабину.
Удачи Вам.