Не могу найти в себе силы идти дальше.

Вопрос психологу:
Всю сознательную жизнь я пыталась покрыть все косяки старшего брата личными достижениями. Золотая медаль в школе, призовые места на конкурсах, работала, поступила на грант за границу, но сейчас понимаю, что мне уже тяжело отдавать собственное время в ущерб своим интересам и душевному спокойствию. Синдром отличницы никак не пройдет. У меня отличные отношения с родителями, много хороших друзей, но все равно я будто одна и меня никто не понимает. Может быть это из-за прошлых 3х годичных абьюзивных отношений, которые закончились 2 года назад и все еще дыра внутри ничем не заполнилась. Сейчас столько всего наваливается. То, что я одна пытаюсь перевестись из одной чужой страны в другую, не могу заниматься своими хобби и только учусь, но из-за некоторых профессоров это время будто уходит в никуда. Сложно каждый день из-за этого просыпаться и что-то делать. В школе было в миллиарды раз сложнее и я не через такое проходила, но сейчас руки опускаются ниже и ниже. Я просто плыву по течению, делаю что нужно и стараюсь себя усыпить. Вот даже сейчас поплакала минут 30, чтобы утром было не так тяжело вставать на пары в 7 утра. Забавно и страшно. Очень страшно. Никогда бы не подумала, что по наступлению 20 лет буду сидеть в таком состоянии и абсолютно ничего не хотеть от жизни. Из меня высосали все соки, моральные силы. Меня ни на что не хватает и ничего не может наполнить. Вот так вот я и живу последние 2 месяца. Пожалуйста, дайте вектор для движения или пищу для размышлений. Полагаться на себя я сейчас уже не могу.
Автор вопроса: Алина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Алина, добрый день!
То состояние, которое Вы описываете в своём письме, действительно похоже на синдром отличницы. Если ориентироваться на Ваши заслуги, грамоты, медали, то получается, что Вы очень успешный человек. Но окружающие никак не могут понять, что же Вы не рады этому, почему выбиваетесь из сил и не видите своего будущего?
Давайте разбираться с тем, откуда это состояние могло появиться и что с ним можно сделать.
Алина, Вы пишете, что все Ваши достижения - результат стремления "покрыть косяки старшего брата". Вы не уточнили, что подразумевали под этой формулировкой, но смею предположить, что в этом может крыться одна из причин Вашего состояния. Судя по этому высказыванию, Ваш брат создавал проблемы в семье, а Вы, с ужасом наблюдая его поведение и реакцию родителей на это поведение, могли зафиксировать в детской памяти страх быть такой, как брат, "плохой", "неправильной", чтобы не оказаться на его месте и не пережить то, что переживал он.
Возможно, Вы не единожды слышали сравнение себя с братом, которое делали родители, родственники, взрослые, учителя и другие люди, и боялись начать делать что-то не так, чтобы не подвергнуться такому же осуждению. Потому, даже если Вам хотелось заниматься чем-то своим, то Вы в какой-то момент могли словно сворачивать со своего пути, лишь бы не подвергаться опасности осуждения и непонимания, чтобы про Вас (не дай Бог!) не сказали: "вот и она пошла по той же дорожке, что её непутёвый брат".
Алина, даже если случилось нечто такое или аналогичное в Вашей жизни, то Вам всего лишь 20 лет, Вы ещё ничего не упустили, у Вас есть ещё время всё осознать и исправить. Давайте по порядку:
1) Для начала наедине с собой честно (Ваших мыслей никто не услышит и не осудит Вас за них!) проанализируйте свою жизнь. Выпишите максимальное количество установок из Вашей головы, которые начинаются словами "каждый человек должен..." Проанализируйте, чьи эти установки, как они появились в Вашей голове, согласны ли Вы с ними, в каких случаях они реально помогали Вам. Потом на каждую из этих установок напишите по пять опровержений, почему человек не должен на самом деле ничего и никому (кроме себя самого).
2) Нарисуйте окружность на листе бумаги, примите площадь окружности за 100%. Назовите эту окружность "Мои приоритеты в жизни". Разделите окружность на секторы (Ваши приоритеты) разного размера, подпишите название каждому сектору-приоритету. Проанализируйте, на что или на кого Вы тратите львиную долю своих сил, что у Вас вообще оказалось не включённым в эту окружность. Получаете ли Вы радость от того, что Вы тратите столько сил на эти приоритеты? Какие занятия доставили бы Вам больше радости? Какие сферы Вы полностью забросили, потому что посчитали, что это неважно? Возможно, Вы делаете слишком много дел одновременно? Или делаете то, о чём Вас никто не просил? Или делаете только то, за что Вас кто-то похвалит? Сделайте выводы и попробуйте перерисовать задание так, чтобы Вас всё устраивало.
3) Разрешите себе перестать быть роботом-автоматом, который выполняет свою работу всегда идеально, который всегда имеет замечательное настроение и никогда не устаёт. Человек - существо творческое. Именно поэтому Вы испытываете затруднения в хобби, что Вы погрязли в рутине механического повторения отточенных действий, за которые Вам гарантировано поступают чужие оценки ("лайки"). Эти внешние оценки стали для Вас дороже внутреннего наполнения. Творчество - это пробы и ошибки, это способность в чём-то неординарном увидеть шедевр, иметь смелость в ответ на критику сказать с гордостью: "я художник, я так вижу!" Приготовьте, например, блюдо не привычным для Вас и всех остальных способом, а замените в нём все ингредиенты на другие. И дайте ему новое название!
4) Научитесь добиваться похвалы не от всех на свете людей, а от одного самого главного человека - самой себя. И не за выполненную на 5+ работу, а просто за то, что Вы у себя есть. Встаньте перед зеркалом или посидите с закрытыми глазами. Вспомните о том, какая Вы, но не о медалях и грамотах, а о своих человеческих качествах. Метафора такая: в бане все одинаковые - и простолюдины, и цари. Вот примерно по такому принципу, как в бане - нет Ваших регалий и наград, Вы имеете только то, что в Вашей голове, в Вашей душе, в Вашем сердце. Похвалите себя за это!
5) Ваши медали и грамоты тоже имеют значение, конечно, но дают ли они Вам тепло, есть ли от них польза для Вас сейчас, когда у Вас нет сил? Может быть дело не в самих наградах, а в Вашем отношении к ним? Может быть сила кроется в том процессе, пути, который Вы проходили, стремясь к достижениям. Переформулируйте задачу, процесс и результат. Вспомните, что Вы чувствовали, какие эмоции, может рядом с Вами в этом процессе были хорошие люди, Вы бывали в интересных местах, получили незабываемые впечатления, а медаль - только памятная "вишенка на торте", а не самоцель?
6) Запретите себе сравнивать себя с кем-то. Сначала на один день в неделю. Потом - на два и т.д. Двух людей сравнивать - неблагодарное занятие. Можно сравнивать только самого человека с собой, но спустя время. Чтобы понять, есть ли динамика, в какую сторону происходит смещение. Вот проанализируйте своё состояние: счастье, радость, любовь, энергия, оптимизм, вера в себя и т.д. Что с ними происходит во времени?
7) Главное, Алина, Вам нужно научиться ломать свои шаблоны. Не бывает в жизни всё гладко и складно, это иллюзия, самообман. Когда человек ошибается, бывает неправ, когда человеку плохо, это тоже может быть личностным ростом, как ни парадоксально это звучит. Проводя снова аналогию с кулинарией, скажу так: невозможно постоянно есть один сахар с конфетами, когда-то для ощущения полноты жизни нужно попробовать и соль с перцем.
Перфекционисты грешат тем, что либо делают всё исключительно лучше всех остальных (в этом есть даже некий элемент эгоизма, соперничества, готовности идти по головам), либо не делает вообще ничего. Это как артисты одной роли, которые всю жизнь как попугаи талдычат одно и то же, что надоело давным давно и всем зрителям, и им самим, но они заложники этой одной роли. Это ужасная судьба!
Научитесь играть разные роли, Алина! С Вашим уровнем интеллекта, настойчивостью, ответственностью Вам многое по плечу, я уверена в этом!
Просто сейчас отвлекитесь от старых стереотипов, прислушайтесь к тому тихому голосу Вашего Я, который Вы столько лет игнорировали, и перестаньте преследовать чужие цели. Это не произойдёт в мгновенье, Вам придётся потрудиться, не перекладывая ответственность за выбор по старой привычке на кого-то другого. Это будет Ваш осознанный выбор, Ваше решение, Ваша попытка стать собой. Тогда Ваши силы снова восстановятся, появится смысл жизни и радость от того, что Вы занимаетесь СВОИМ делом, а не угождаете чужому мнению. Новый опыт преодоления трудностей и право совершать ошибки - это высший пилотаж в некотором роде. Если Вы ошибётесь с выбором в этот раз, то потом снова встанете на тот же путь, пока не научитесь слышать себя и жить своими интересами.
Если совсем нет сил искать внутри себя ответы на вопрос "кто я", то попробуйте сначала проконсультироваться со специалистом, который сможет считать Ваши врождённые способности, сферу, в которой Вас ожидает успех, где лежит Ваше призвание, например, у психодиагноста, профориентатора, астропсихолога. В любом случае, потом решение принимать нужно будет только Вам, Алина.
Удачи Вам, Алина, веры в себя и творческой смелости в судьбе!