В детстве меня изнасиловал папа. Что делать, чтобы чувство тревоги прошло?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я полтора года назад развелась с мужем. Я давно отпустила мужа. Пусть будет счастлив. После развода через полгода у меня по утрам наплывает чувство тревоги, одиночество, что я одна, у меня братья живут со своими женами, они всячески показывают мне, что они счастливы, у них есть дети. И братья и их жены хотят, чтобы я завидовала им. Но я понимаю что чувство тревоги у меня было бы и без них. Я не любима была мамой. Когда я вышла замуж, я думала что хоть один человек на свете будет любить меня. Ещё в 12 лет меня изнасиловал папа. Старший брат поступил в суворовское училище. Мама все время ездила к нему в училище. Папа в один из дней изнасиловал меня. Очень хитро. Подло. Я спала днём, заснула. Проснулась от сильной неприятной боли. Мне было 12 лет. Я потом плохо стала учиться. В школе меня отвели в какой то кабинет, там, мне кажется это была медсестра или психолог, она мне сказала, что меня изнасиловал папа, будь он проклят. Но ему ничего не сделали. Что делать, чтобы чувство тревоги прошло?
Автор вопроса: Чынара Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Чынара, здравствуйте!
Так устроена жизнь, что любые детские проблемы влияют на жизнь взрослого человека в той или иной степени, а травма сексуального насилия в детстве полностью меняет самовосприятие человека, подрывает доверие к миру и веру в себя в очень жёсткой степени. Мама и папа- самые значимые люди ,мудрые и любящие «проводники» в Мир. По крайней мере, хорошо чтобы так было..
А что случилось с вами, когда вы были ребёнком? « Я не любима была мамой». .. Вместо безусловной любви, которую должен получать ребёнок, что было у Вас? -«... в 12 лет меня изнасиловал папа..». А роль папы особенно велика в жизни женщины. Самооценка, уверенность в себе, умение выдерживать удары судьбы, умение строить отношения с мужчиной и доверять ему- это всё даёт девочке папа. Да, я Вам сочувствую, Чынара, что ваш папа не только не напитал Вас любовью и заботой, а причинил такую глубокую травму и более того, не понёс за такой ужасный поступок( даже не поступок- а преступление!) наказания, « ему ничего не сделали»- пишите Вы. Это чудовищно несправедливо, но давайте разбираться-« Что делать, чтобы чувство тревоги прошло?»
Дело в том, Чынара, что когда происходит любая травма и она не проживается, психологически не перерабатывается человеком, то вся негативная информация о ней уходит глубоко в подсознание, боль человека «капсулируется» на долгие годы , «запечатывается» в глубинной памяти и эта «раненая» часть личности, «островок боли» , отпечатки травмы, как инородное тело, находится в правом полушарии мозга и будет регулярно и пожизненно напоминать о себе вспышками тревоги, гнева, апатии, отчаяния, страха ( у кого какие эмоции в «островке боли»)и отрицательно влиять на психическое и физическое здоровье.
У вас затронута очень важная часть, отвечающее за сексуальность, а это могут быть проблемы в интимных отношениях, так как обезображено всё представление о сексе и половых отношениях между мужчиной и женщиной,«..развелась с мужем»- к сожаленью, причину Вы не указываете. Это может быть полное НЕВЕРИЕ в гармоничные отношения в семье, отрицание, зависть, что угодно – «.. они всячески показывают мне, что они счастливы, у них есть дети». У Вас непрожитое горе, «отставленное, тянущееся из прошлого»- изнасилование, которое привносит в вашу взрослую жизнь столько негатива. Любое горе- надо ПРОЖИТЬ, все его стадии. В вашем случае нужно переработать травму насилия и пройти через различные эмоциональные стадии процесса исцеления.
«..я понимаю что чувство тревоги у меня было бы и без них»- всё верно, Чынара, Вы- умница, поняли в чём кроется «корень» проблемы, потому что ваш эмоциональный центр мозга из-за травмы находится в постоянном ожидании опасности и чувство тревоги сопровождает вас, независимо от вашего семейного положения и поведения родственников.
Вам нужно пройти путь из точки А : «Да, это ужасное событие случилось со мной в детстве» в точку В : «Да, это событие мне НЕПРИЯТНО вспоминать, но оно совсем не влияет на мою жизнь сегодня и не мешает мне жить счастливо».
А путь это непростой и нужно сделать очень много:
1.Осознать, переосмыслить, «разморозить», разблокировать воспоминания о травме. Завершить работу горя;
2.Понять, где чья вина и ответственность, освободиться от боли и тревоги, переработать трудные чувства к насильнику-отцу, прийти к чувству принятия произошедшего и прощения, тем самым улучшить восприятие жизни, своё эмоциональное состояние сегодня . У тех, кто совершает насилие над детьми, есть причины такого поведения. У вашего отца они тоже были: низкий уровень самоконтроля, возможно, психическое расстройство личности, алкоголизм..
3.Выбросить «чемодан с тревогой», избавиться от эмоционального груза неприятных травмирующих воспоминаний. Понять, какие части печального опыта из детства помогли стать вам сильнее, а какие- утеряны, и Вы до сих пор их не восстановили, так как травма вносит изменение в структуру мозга ;
4. Научиться любить себя . « Когда я вышла замуж, я думала что хоть один человек на свете будет любить меня..». Понять простую вещь, что есть на земле один человек, который никогда! вас не предаст, не обидит- это Вы сами. И ваша задача- научиться любить и заботиться о себе.
5.Строить свою жизнь без оглядки на прошлое, с акцентом на настоящем - «здесь и сейчас», с ориентацией на будущее: Куда я хочу двигаться? Где я хочу быть через 3,5,7 лет?
Вы не пишите, живы ли сегодня ваши родители, как отреагировала мама на чудовищный поступок отца, как у вас дальше складывались отношения с родителями? Это тоже очень важно в процессе проживания травмы, которая «тащится» через всю вашу жизнь и мешает гармоничной жизни.
Я советую Вам обратиться к психологу ( жаль, что Вы столько лет этого не сделали!), чтобы психологически переработать травму и без этого страшного груза двигаться по жизни дальше .Обращайтесь- я работаю с травмами! Могу посоветовать для самостоятельной работы сайт помощи, пострадавшим от насилия: веткаивыру
А сегодня опирайтесь на следующее:
- Бог видит истинное состояние нашей души и даёт именно то, что необходимо пережить, чтобы получить пользу в вечности. Душа человека пришло в этот мир за новым опытом, для своего спасения и просветления. И в какой семье родиться, что выстрадать - предопределено заранее.
- Прошлое- это от слова «прошло». Его нельзя изменить, а можно только переосмыслить. Вашей вины в той ситуации нет! Вы были ребёнком. Реально- настоящее. Вы- больше не жертва. Вы свободны выбирать, куда двигаться, как жить.
- Никто не может сделать свою жизнь лучше, не прилагая усилий. Нужны усилия и намерения , улучшение своего эмоционально-психического состояния- личная ответственность человека.
Знаете ли Вы короткую, но мудрую притчу? –« Однажды ученик спросил у Мастера: – Долго ли ждать перемен к лучшему? – Если ждать, то долго, ответил Мастер». Руководствуйтесь ею в своём движении к душевному спокойствию. Предлагаю вам 15- ти минутную бесплатную консультацию по ватсап +79502475881. Дополнительную консультацию вы можете получить также по почте [email protected] С уважением, Лариса Петрова.