Осознала, что я - никто. Все время я чувствую себя загнанной в угол.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Сложно лаконично описать мою ситуацию, поскольку состояние, очень похожее на депрессию, у меня наблюдается примерно с 2014 года. А до 2014 года тоже были проблемы, связанные с выгоранием на работе, с отношениями с матерью. В 2014 году в моей жизни случилось 3 значимых события: я закончила ВУЗ, вышла замуж, а под конец года потеряла одного из самых близких и любимых людей - мою бабушку. Последнее событие разделило мою жизнь на до и после. Возможно, я как-то неправильно прошла этот путь от шока к светлой грусти. Суть в том, что с тех пор я ни разу не думала о том, что жизнь - хорошая штука. Я неоднократно жалела, что появилась на свет, что по вине моих родителей я вынуждена страдать в результате разных жизненных событий. Я четко осознала, что не хочу детей, так как не желаю никому родиться, вырасти и познать весь ужас этой жизни. Бабушка была единственным человеком, который любил меня искренне и сильно, принимал меня такой, какая я есть, что бы я не делала. Эта безусловная поддержка была очень важна для меня в детстве и подростковом возрасте, поскольку мои родители не давали мне ничего подобного. Мама была (и есть) неадекватной, она била и ругала меня из-за всякой ерунды (я сейчас это понимаю), например, когда я теряла какую-то вещь или неправильно делала домашнее задание. Несколько раз она выгоняла меня из дома. Тогда я шла жить к бабушке. Папа видел все это, но ничего не делал. У них с мамой были ужасные отношения, и в конечном итоге они развелись. С момента её смерти я очень сильно тоскую, рыдаю, вспомнив о том, что я не могу пойти к ней и поговорить, разговариваю с ней, как будто она меня слышит.
Так я жила до 2020 года. Моей опорой всегда был мой муж, так как с мамой отношения по-прежнему сложные, а папа женат на другой женщине, у него куча своих проблем, поэтому ему особо не до меня. Еще у меня есть родной брат, он младше меня, но уже взрослый, он тоже занимается своей жизнью. С папой и братом отношения прекрасные: мы всегда на связи, встречаемся, общаемся, но какой-то сильной теплоты я не чувствую, объясняю это тем, что у них своя жизнь и свои проблемы. Осенью 2020 года я уехала в другую страну получать новое образование, чтобы в будущем переехать в эту страну вместе с мужем. Сразу после моего отъезда у нас с мужем начались серьезные проблемы в отношениях. Муж стал закатывать мне истерики чуть ли не каждый день, стал совершать глупые необдуманные поступки, негативно влияющие на наше будущее. Так уже через месяц я поняла, что ничего у нас не выйдет. Я должна выбрать либо мужа, либо это образование и свою жизнь. Мне было очень тяжело, ведь я тоже испытывала трудности в связи с жизнью в чужой стране. Постепенно, ко мне пришло понимание, что я нахожусь в такой ситуации, что просто не имею возможности выбрать что-то помимо того, что хочет мой муж (он хотел, чтобы я вернулась назад). По следующим причинам: 1. он всегда зарабатывал деньги нам на жизнь, я же работала скорее просто "для себя" 2. я никогда не обеспечивала себя сама: сначала это делали родители, потом сразу муж 3. у меня нет никакого желания работать по профессии, так как я в свое время выгорела, а ничего другого я не умею 4. у нас есть общая собака, которую я безумно люблю, и она является дополнительной "обузой" в случае моей самостоятельной жизни. Я выбрала вернуться к мужу и отказаться от идеи переезда. Честно, до сих пор не понимаю, почему. Любовь? Страх? Не знаю. Знаю, что с тех пор моя жизнь опять поделилась на до и после. Я перестала чувствовать в муже поддержку. У меня появилось острое желание обрести независимость. Когда мы ссоримся, я корю себя в том, что не имею возможности взять и уйти от него. Это подстегивает меня, укрепляет желание стать полностью независимой от него. Абсолютно равной. Речь тут идет, конечно, о деньгах. Мне сейчас кажется, что, если бы я была равной ему, я бы чувствовала себя абсолютно иначе. Отсюда вытекает мой первый вопрос: что это за желание такое, в чем его природа? Почему я так рьяно хочу этой независимости? А как же любовь, близость, то, что было между нами ранее? Неужели этого больше нет и не будет?
Продолжая эту тему, уже почти 4 месяца как я вернулась из-за границы. И практически все время я чувствую себя загнанной в угол. Объясню подробнее. Работать по профессии я по-прежнему не хочу. Даже близко. Работать на неквалифицированных позициях (официант, продавец и т.п.) - не вариант, так как я хочу зарабатывать себе на комфортную жизнь, у меня есть четкий минимальный уровень желаемой зарплаты. Есть несколько профессий, которые могли бы мне подойти, но они очень далеки от моего образования и опыта. Надо учиться либо платно, либо пытаться поступить на бесплатное обучение, что для меня с моими нынешними навыками практически невозможно. Речь идёт о курсах длительностью 6 месяцев - год.
Я практически решилась тем или иным способом получить одну из приглянувшихся мне специальностей. Хожу на курсы английского (оплачены мужем), занимаюсь самообразованием по выбранным областям. Дополнительно я устроилась работать в кафе, чтобы получать хоть какие-то свои деньги. Муж не против всех моих идей, он поддерживает меня и морально, и материально. Но вот у меня теперь всегда есть какое-то недоверие к его поддержке, мне кажется, что он может использовать это против меня. Работа в кафе и обучение дается мне невероятно сложно. Я чувствую себя неудачницей, мне стыдно работать там, ужасно боюсь рассказывать знакомым о том, где я сейчас работаю. Мне не хватает сил, я просто засыпаю, сев за книги! В итоге, все продвигается очень медленно, никаких значимых шагов я не сделала. На данный момент чувствую себя загнанной в угол. Нет ни одного человека, которому я могла бы довериться. Нет нормальной работы и навыков для нее. Нет своих денег. Нет сил. Нет опыта усердной самостоятельной работы. Пару недель назад мое состояние ухудшилось еще сильнее. Открылась запись на бесплатные курсы по интересующей меня профессии в одной крупной компании. Я сначала обрадовалась, решила, что буду пробовать туда попасть (там большой конкурс), но потом села, стала читать требования и поняла, что мои шансы попасть туда равны 0, так как ни английский язык, ни другие навыки я не успела прокачать так, чтобы поступить туда. С тех пор у меня вообще пропало какое-либо желание что-то делать. Я существую. Мне грустно от того, что я сделала со своей жизнью, и все. Хочется убежать от этого всего, хотя я понимаю, что это "детское" решение. Я не занимаюсь учебой, английским, не хожу на работу (там можно самой влиять на свой график). Постоянно хочу спать. Что можно сделать с этой ситуацией? Где брать силы и волю?
Осложняется все это еще тем, что уже полгода как моя мама перестала со мной общаться вообще. Никакого контакта у нас с ней нет. Это произошло потому, что в нашей последней беседе я не пошла у нее на поводу и высказала, что мне не нравится. С тех пор я делала попытки "помириться" (хотя я не обижала её никак), но она меня игнорирует. Меня глубоко ранит эта ситуация. Так как создается впечатление, что я ей абсолютно не нужна. Эта проблема тоже волнует меня каждый день, поскольку я не понимаю, как выстроить с ней нормальные отношения. Возможно, что ответ на этот вопрос - "никак", но от этого легче не становится.
Буду очень благодарна за советы...
Автор вопроса: Полина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Полина, здравствуйте!
спасибо за Ваш вопрос!
Полина, сейчас проходят параолимпийские игры. посмотрите их. Почитайте биографии, истории чемпионов, особенно российский атлетов, прочитайте через что они прошли и, как преодолевали все препятствия и прежде всего СЕБЯ, как развивались, как развивали прежде всего СЕБЯ, как изменяли СВОЮ жизнь и СЕБЯ!. Они все инвалиды. НО!!!! они поставили себе цель и добились ее - стали чемпионами!!! вопреки всему.
Вы человек, а это значит, что уже не можете быть никем. Вы - человек, Вы - женщина, Вы- сестра, Вы-дочь, Вы - жена, Вы - подруга, Вы - Полина!
Ваши вопросы: "Постоянно хочу спать. Что можно сделать с этой ситуацией? Где брать силы и волю?" Сдайте анализы, особенно кровь, проверьте свое здоровье. Пропейте курс витаминов, займитесь спортом (для начала зарядкой, бегом, ходьбой). Чем больше Вы тратите энергии, тем больше ее появляется. Но, естественно, при условии отдыха, полноценного сна. Гуляйте больше на природе!
Вы можете обратиться к психологу, чтобы проработать свое отношение к смерти бабушки. можете сами почитать про это, про стадии горевания: определите на какой Вы и проработайте дальше. Это возможно и самой, главное желание справиться с этим и жить дальше. За Вас этого точно никто не сделает!
Важно помнить, что волшебной палочки нет!
Вы пишите, что "Я неоднократно жалела, что появилась на свет, что по вине моих родителей я вынуждена страдать в результате разных жизненных событий." Что за вина? тем более, что Вам уже 32 года и Вы можете проработать сами и/или с помощью психолога любые травмы. НО! если проработать скрытые выгоды от жалости е себе, от перекладывания ответственности за свою жизнь на других.
Вам повезло, что есть понимающий муж, что есть мама и папа и брат.
Важно концентрироваться на том, что есть, на том хорошем, что есть, важно искать хорошее, а не наоборот.
Я понимаю, что Вам не хватает понимания и поддержки. Хотя даже из Вашего письма следует, что они у Вас есть. Просто Вам мало. А мало, потому что, В Вас самой нет самоподдержки, самопонимания и т.д. поэтому Вам всегда извне будет мало, если внутри пустота. Вот с чем важно поработать!!! с самоотношением, с самопониманием, самопринятием!!!
Очень важно уметь ставить перед собой цели и ДОСТИГАТЬ их (достигнув одну – ставить другую). Но здесь тоже все должно быть осознанным и умеренным. Начинать важно с маленькой и далее все больше и больше, маленькими шагами к большой цели, слона есть по маленьким кусочкам.
Важно не привязываться к результату своей деятельности, иначе можно сильно навредить самому себе. Например, женщина безумно хочет выйти замуж, но по каким-то причинам ей никак это не удается или, и такое может быть, что ПОКА не удается. Что она будет чувствовать, если она зациклена на этом? И как раз эта зацикленность и может помешать достигнуть цели. Достигая цель важно продолжать жить и наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизни, а удовольствия есть и у каждого они свои.
Жизнь без цели может быть скучна и неинтересна, а главное может потерять смысл.
Чтобы определиться с целью, чего Вы хотите, могу предложить следующий способ: Пофантазируйте…
Представьте, что Вы получили много денег, которых хватит абсолютно на все!!! Составьте для себя таблицу того, чтобы Вы тогда стали делать. Нарисуйте 3 столбика:
1 столбик - ДА! То, что стали бы делать в этом случае (чтобы продолжили делать из того, что уже делаете)
второй столбик - НЕТ! то, что не стали бы делать, что бы изменили в жизни, от чего бы отказались точно
третий столбик - НОВОЕ!!!! Новое, что впустили бы в свою жизнь
Анализируя написанное, Вы сможете легче понять чего же Вы хотите, т.к. будет снят барьер «это невозможно потому что…»
А дальше важно прописать дорожную карту. Что необходимо сделать, чтобы это осуществить. Пусть эта карта даже будет рассчитана на нескольких лет, даже если откладывать по 100 руб. в месяц и читать по 1 полезной статье в день и т.д.
Уже много книг и статей написано на тему, почему так важно научиться прощать, как себя, так и других. Прощение - наивысшая освобождающая сила. Простите! Потому что Вы не только другого прощаете, а еще себя отпускаете. Хорошая цитата Луизы Хей – «Каждый из нас проходил через потери, предательства, оскорбления. Признаком духовной зрелости и мудрости является умение забывать неприятное и прощать его виновников. Что сделано, то сделано, это осталось в прошлом. Забывая о неприятном, мы разрываем цепи, сковывающие нас с прошлым. До тех пор, пока мы не научимся прощать, прошлое не отпустит нас, и нам никогда не стать здоровыми».
Есть хорошее упражнение для принятия и понимания себя:
Возьмите листок бумаги и напишите все свои качества, которые Вы цените в себе, все, что Вы приобрели в этой жизни (навыки, способности), то, что Вас делает сильной, успешной в чем-то. Просто возьмите и запишите.
Второе (на втором листе бумаги) запишите качества, которых у Вас пока не хватает. Например, терпения Вам не хватает, или не хватает решительности, мудрости в каких-то ситуациях, или чувствительности, внимательности к другому человеку. То есть надо записать качества, которых Вам не хватает, но которые хотели бы иметь.
3 - Запишите качества, которые необходимы Вам для достижения определенной цели или налаживания отношений, например. Это будут некие реальные задачи, которые перед Вами стоят, качества, которые Вам нужно развивать, то к чему Вам надо стремиться. это уже дорожная карта.
А после этого посмотрите на все записанное (на 2 листа). На все это сразу.
Первая часть – это как раз то, при помощи чего Вы обретаете целостность, силу, гармонию. А вторая часть – это задачи, которые нужно решать.
После выполнения этого упражнения станет меньше шансов западать в ту или иную сторону (все могу/ничего не могу). Потому что Вы теперь видите реальность: вот Ваша сила - Ваши ресурсы, а вот Ваши задачи.
Если мы будем в мире с самим собой, то и со всем остальным мы тоже справимся.
Перестаньте сравнивать себя с другими. Сравнивать надо только себя с самим собой прежним.
Важно понимать свои внутренние противоречия и справляться с ними.
Ответьте себе на следующие вопросы (желательно письменно):
Какие выгоды я имею от того, что я что-то делаю, либо не делаю? Можно прописать на листе все плюсы и минусы принятого/принимаемого решения. А действительно ли мне нужны эти выгоды, или я могу от них отказаться?
Что мне даст решение этого вопроса? А что дает отсутствие решения? А какие альтернативы для меня? Какие выгоды в каждом случае? Что я буду чувствовать, если приму это решение?
Что изменится, что произойдет, когда я получу результат? Что я буду при этом чувствовать?
Ответив себе на эти вопросы, Вы либо получите энергию для созидания, либо поймете, что это дело Вам просто не нужно.
хочу предложить следующие упражнения при затяжном плохом настроении:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно
Это хорошо тем, что…
А за то…и позитивное…
Делать это упражнение не меньше 2 недель, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь –игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы…
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самой себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Счастья Вам и умиротворения!!
С мамой Вы помиритесь, просто дайте ей и себе время.