Как стать больше работы, не вживаться в роль и вовремя переключаться?

Вопрос психологу:
Уважаемые психологи! Моя ситуация связана тем, что я разучилась расслабляться. Дело в том, что последние пять лет я тяжело работала, очень напряженно. Работала в школе, вернее, продолжаю работать. Не буду углубляться в подробности, но приходилось много нервничать, в том числе и из-за напряженной атмосферы, постоянной гонки за рейтингами и нескончаемого потока сообщений из рабочих чатов, бессмысленной отчетности и т.п.. Я расшатала нервную систему и заработала проблемы с позвоночником. Не виню никого, кроме себя. Но я разучилась самому главному- умению проживать каждый миг как полноценный, а не как подготовку к работе. Я, сама того не замечая, обесценивала свою жизнь, превратилась в винтик, придаток к работе. Подавленное состояние стало нормой, исчезло легкое, оптимистичное мировосприятие, которое всегда раньше было у меня, мироощущение стало мрачным и полным каких-то тяжелых предчувствий. В начале каждого учебного года давала себе слово, что не дам себя затянуть в воронку, но не получалось. В этом году во время летнего отпуска во мне что-то переменилось, я поняла, что так больше нельзя. Я перегорела. Нет больше сил просто вести урок, как раньше, интересно и продуктивно. А делать это абы как, формально не хочу. Устаю так, что нет сил после работы ни на что. Разве это нормально? Мы ведь работаем, чтобы жить, а не наоборот. Я не карьеристка, хоть и не лишена честолюбия. Но я не могу больше принадлежать системе, я хочу принадлежать себе. Хочу развиваться, найти новые направления и цели. Как стать больше работы, не вживаться в роль и вовремя переключаться? Прошу вашего совета, заранее благодарю!
Автор вопроса: Лилия Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Лилия. Соглашусь с Вами, что «так больше нельзя». Потому как речь идет, действительно, о выгорании. Ваше состояние - РЕЗУЛЬТАТ напряженной работы в течение длительного времени.
Представьте себе резинку, которая долгое время находится в натянутом положении. Со временем, она будет хуже принимать исходное состояние, а может и потеряет свое свойство растягиваться совсем.. А как предотвратить износ резинки или значительно его отсрочить?..
Наша психика, безусловно, гораздо сложнее резинки. Если не планировать СВОЕВРЕМЕННЫЙ отдых, при этом оставаясь в условиях ХРОНИЧЕСКОГО стресса и нагрузки, случается примерно что-то подобное: человек утрачивает гибкость, снижается продуктивность, радость и легкость бытия - кажется просто недостижимым.. Также возможно переживание отчуждения от себя, от того и трудно понять что делать дальше.
Поэтому сейчас, В ПРИОРИТЕТЕ обдумать ПЛАН своего восстановления. Только после этого, появятся ресурсы для поиска новых направлений, целей, а также их реализации.
И первое, с чего можно было бы начать, это:
1. Психологическая поддержка самой себя. Это достигается с помощью сознательного диалога с собой, как с очень близким и дорогим Вам человеком. Мысленно обратитесь к себе по-доброму и скажите примерно следующее: «.. я так сочувствую тебе моя хорошая.. Я вижу и чувствую как сильно ты устала.. Ты так старалась и хотела как лучше.. Так много сил было вложено, что это привело к истощению.. Но это вовсе не означает, что все так и останется. У тебя есть я - опытная и поддерживающая часть твоей личности. Я буду дарить тебе столько поддержки ежедневно, сколько необходимо, чтобы пережить этот непростой период и найти подходящее решение этой задачи.. А пока, я запишу для себя то, чему я научилась из сложившейся ситуации. На что я согласна, а на что нет, и подумаю как это транслировать..» Лилия, это лишь пример. В своем мысленном диалоге, Вы свободны выразить все не высказанные слова, эмоции и долго подавляемые чувства. Важно также давать себе короткие, вдохновляющие напутствия. Найти или создать СВОЙ смысл в работе и начать выстраивать свою жизнь в соответствии с этим смыслом. Со временем, благодаря качественному контакту с собой, Вам станет легче опираться на свои ощущения, ценности, цели и говорить НЕТ тому, что Вас истощает.
2. Теперь рассмотрим ключевые параметры, влияющие на устойчивость психологического состояния:
ПОДДЕРЖКА. Самоподдержка - безусловно, ценна, но не менее важна и поддержка окружения. Есть ли у Вас хотя бы один человек, который искренне интересуется Вашим состоянием и делами? Прямо просите и принимайте помощь. Поддержка профессионалов, также может эффективной, и даже необходимой.
КОНТРОЛЬ. Отметьте для себя, что находится в зоне Вашего контроля, а что нет. Сосредотачивайтесь на том, на что Вы МОЖЕТЕ влиять. Научитесь СПОКОЙНО ПРИНИМАТЬ то, что Вы не можете контролировать.
ТРЕБОВАНИЯ. Насколько разумны мои требования к себе? Насколько адекватны требования системы? Если количество требований снижает качество моей работы и истощает меня, то какое решение было бы оптимальным на данный момент?
3. Осознайте свои представления и установки, влияющие на отношение к труду. Что Вы слышали от близких о работе? Чего больше в этих репликах и примерах прошлого: уравновешенности или надрыва? Стоит ли продолжать руководствоваться установками, ведущими к истощению? Что нуждается в коррекции или полном изменении? Сформулируйте для себя НОВЫЕ, поддерживающие Вас/ Вашу продуктивность, убеждения.
Также проведите ревизию своих ролей: кто Вы кроме профессии?.. Это роли или маски? Маски - скрывают/сковывают, а роли раскрывают возможности/функции. Почему бы тогда не освоить роль человека, живущего в гармонии с собой и окружением?.. Сделать ее внутренне настолько яркой и сильной, чтобы она стала доминирующей в жизни и работе.
4. Составьте свой список «факторов риска». В каких ситуациях Вы «соскальзываете в воронку»? С кем? Подумайте ЗАРАНЕЕ как «встретить вызов», чтобы максимально смягчить его влияние на себя.
5. Работа с телом. О пользе движения известно давно и написано не мало. Лилия, как бы Вам сейчас ни казалось нереалистичным, постарайтесь включить прогулки хотя бы получасовые, ежедневно. Конечно, есть и другие виды активности, выберите комфортную для себя. Это поможет отбалансировать работу обоих полушарий мозга, положительно отразится на нервной системе, эмоциональном состоянии и на здоровье в целом. Можно добавить занятия рисованием, использовать раскраски для взрослых «Антистресс». Наладьте здоровый сон. Негативные эмоции не подавляйте, а выражайте приемлемым способом, например, порвите ненужные тетради или газеты. Придумайте что-то еще, творчество только приветствуется!
Лилия, суть вышесказанного в том, что без ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА действий, КАЧЕСТВЕННОГО восстановления не произойдет. Быстро не получится, но начало уже положено! Вы обратились за помощью, потому что РЕШИЛИ изменить ситуацию :) Надеюсь, в моем ответе Вы нашли то, что пригодится Вам в этом процессе. Искренне желаю вам всего доброго!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина