С детства испытываю замкнутость, застенчивость, боязнь и тревогу при общении.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, с детства испытываю замкнутость, застенчивость, боязнь и тревогу при общении, знакомства или каких то действий на публике, страх и зависимость от чужого мнения, в школьные времена имел огромное количество пропусков(около 4 месяцев или больше, за год), чаще не из за болезни, а из за того что попросту не мог себя заставить пойти(испытывал страх, тревогу) которое становилось поводом для давления со стороны школы и родителей, травли в школе не было, друзья конечно были, дом был благополучный, частный дом, родители были строгие, в семье было 4 ребёнка, старший брат и сестра, младший брат и я 3 по рождении. Все 3 были успешными учениками в школе и гордостью семьи, старший брат был спортсменом, сестра активистка и отличница, младший брат учился в престижной гимназии, на фоне которых выделялся я. Примерно в 14 лет, после смерти отца, начались панические атаки, боль в сердце, затрудненное дыхание и частый сонный паралич, из интересов увлекался компьютером, мото техникой, машинами и радиотехникой. В школе был заядлым троечником(из за пропусков), хотя материал усваивал и запоминал довольна легко, без труда сосредотачивался, ОГЭ и ЕГЭ сумел сдать на хорошо, несмотря на пропуски. После школы в 18 лет поступил в колледж(программирования), на другом городе, и умудрился бросить его за 1 день учёбы, из за появившегося очень сильного чувства страха и тревоги которое очень сильно терзало меня. Вернулся в свой район и окончил там годовой техникум на сварщика(во время учёбы которого тоже были периодические попытки отчислиться, по той же проблеме, благо преподаватели не хотели никак отдавать документы и отчислять из за нехватки студентов, тогда я попросту уехал обратно домой и появлялся в техникуме, только на сессии и дипломной, который окончил на хорошо. Потом в 19 лет по настоянию родителей, поступил на высшее образование(на лесника) в другом городе, с однокурсниками так и не удалось подружиться, общались только по учёбе, из за своей фобии и из за того что, пока они зубрили
гранит науки на 1 курсе, я также прогуливаю, мечтая об отчислении, лишь изредка мелкая временами на парах и пристрастился к алкоголю, (благодаря которому, мог забыть на время о своих проблемах), после нового года отказался от алкоголя и со 2 семестра больше не появлялся, не смог перебороть себя и вернувшиеся страхи, с марта по май, по болезни пришлось вернуться домой. Во время которой, сильно обострились, периодические панические атаки, боль в сердце, тревога, страх, из за которой я длительное время на 2 года так и не решился вернуться на учёбу. Круг общения сузился на несколько человек, так как почти все мои знакомые и друзья, разъехались по городам учиться, со всеми с ними потерял контакт и больше не общался, остался только 1 единственный друг детства(который никуда не поступал) с которым я общаюсь и вижусь изредка. И за все эти 2 года, который я провел дома(выходил из дома, лишь в магазин, по делам и подработкам), постепенно чувство страха, панические атаки, застенчивость и боль в сердце стали редкостью, сменяясь на безразличие, потерял интерес ко всему(к тем вещам которые меня радовали) тело постоянно в напряжении, не могу никак расслабиться, плохо высыпаюсь, из за навязчивых мыслей, приходиться часами лежать, чтобы наконец уснуть. Стал рассеянным,
плохо соображать и сосредотачиваться, контроль и разговоры о моём будущем, со стороны родителей, сошлось на нет. В этом году осенью, восстановился в университете с целью закончить и снова периодически не посещаю занятия, никак не могу себя заставить, даже не знаю что делать, мне уже почти 23 года и пока все кругом, наслаждаться жизнью, работают, строят семьи, я даже не в состоянии на пары сходить.
Автор вопроса: Гавриил Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Овсянникова Анастасия Дмитриевна.
Здравствуйте, Гавриил. Благодарю Вас за то, что поделились своими переживаниями так подробно и доступно. Состояние, в котором вы находитесь, очень выматывает. И вашу психику, и ваше здоровье. То, что вы описали, может иметь много причин.
Возможно, у вас есть наличие депрессивного расстройства или депрессии, которая может иметь разный характер. Как психологический, так и органический. Для того, чтобы исключить этот вариант, я бы рекомендовала Вам обратиться к врачу психиатру. Депрессия это болезнь, требующая лечения. И депрессия лечится. Я не утверждаю, что это касается вас на 100%. Я лишь предполагаю. К сожалению, если у человека есть затяжная депрессия, он не может вытащить себя из этого состояния сам, как бы не хотел. Так как это касается, в первую очередь, химического баланса мозга.
Если же депрессии у вас нет (это должен сказать врач), то, возможно, причины вашего состояния носят психологический характер. Вы пишете, что у вас нет тяги к учебе, желание прогуливать, мечтаете о том, чтобы вас отчислили. Возможно, вы просто находитесь не на своём месте? Испытываете внутриличностный конфликт между тем, что хотите по-настоящему и тем, что имеете.
Выбирали ли Вы эти специальности, на которых учитесь с нежеланием? Или это было решение вашей семьи, близких? Во втором случае, логично, что вам эта учеба будет приносить только дискомфорт. Возможно, вам когда-то что-то было интересно, но вы это не начали развивать дальше, забросили? А потом потеряли смысл и вовсе.
Вы пишете, что вы чувствуете дискомфорт, находясь в обществе. Страх оценки, тревожность, застенчивость, замкнутость. Всё это может быть следствием заниженной самооценки, негативных представлений о себе и мире. Причина этого - наличие иррациональных установок и убеждений, которые формируют вашу картину мира и влияют на все уровни функционирования вашей личности: эмоции, поведение, мотивационно-волевую сферу. Почему ваша самооценка такая, сказать сложно. Однако то, что вы мысленно сравниваете себя со своими близкими, проигрывая им в этих сравнениях, служит прямым подтверждением наличия этого.
Гавриил, это можно решить. Ваша ситуация не безнадёжная, всегда есть выход, всегда есть возможность выйти из состояния, которое мешает вам жизнь. Я бы порекомендовала вам, в первую очередь, обратиться к психиатру, чтобы исключить наличие заболевания. А, во вторую очередь, обратиться к грамотному психологу, который вместе с вами сможет проработать ваши установки и убеждения, разобраться в вашей когнитивной модели и сформировать новые навыки. Заменить старые, деструктивные и негативные установки и убеждения на новые, рациональные, дающие вам возможность ощущать себя лучше, посмотреть на всё под другим, более объективным углом. Не ставьте на себе "крест". Отталкивайтесь от своей силы, а не от слабости. Вы справитесь, я в Вас верю! Благодарю вас за то, что поделились своей проблемой. То, что вы делаете это - уже огромный шаг. И я вас в нём поддерживаю.
Если вы хотите более детально проработать данную проблему, пишите. Почта [email protected] , телеграмм @anastyovs. С уважением, психолог Анастасия Овсянникова.