Чувствую себя ничтожеством и боюсь будущего.

Вопрос психологу:
После окончания 11 классов, сдачи экзаменов и ЦТ я никуда не поступал, ни в ВУЗ, ни в колледж. Это было осознанным решением т.к. я устал от учёбы в принципе.
В семье тоже проблем хватает. Воспитывался я Отцом и Бабушкой с 2 лет. Отношения у Отца с моей Матерью были плохими. Мой Отец и Бабушка считали Мать алкоголичкой и обвиняли её в том что она почти никак не помогает финансово, не интересуется мной и т.п. Во время моей учёбы в 10-11 классе уже мой Отец стал выпивать и иногда устраивать дома скандал. Поэтому прошлым летом я переехал к Матери (она давно бросила пить из за проблем со здоровьем).
Так как я никуда не поступал, я пошёл работать и разработал план, как мне дальше жить. Сначала я хотел разобраться с армией (т.к. никаких серьёзных болезней у меня нет то у меня оставался только один вариант - отслужить), а после армии уже поступать в ВУЗ. Работал продавцом в продуктовом магазине. Единственное моё хобби: трёхмерное моделирование (беру фотографию какого либо помещения и воссоздаю в трёхмерном редакторе), и это мне очень нравится. Работал до мая этого года, после чего меня, ожидаемо, забрали в армию. В армии я пробыл не долго. У меня начался нервный тик. В итоге я 2 месяца пролежал в госпитале. Нервный тик мне там не вылечели и отпустили домой. На «гражданке» я ещё 2 месяца ходил к психиатру и лечил тик у него. В итоге меня выкинуло из жизни на 4 месяца. Я не мог ни работать, ни учиться. И за это время в семье появились серьёзные проблемы с деньгами.
С начала Ноября я работаю кладовщиком и всё ещё планирую поступать. Проблема в том, что после армии я начал чувствовать себя никчёмным и деградировавшим. Я постоянно чувствую себя в полусне. Меня постоянно терзают мысли о том что я потерял 2 года своей жизни на рядовую работу вместо учёбы и, что даже если я начну сейчас активно готовится к поступлению, я всё равно не поступлю на нормальную специальность. А после историй моего коллеги, о том, что он учился 4 года на экономиста и по итогу работает кладовщиком, все мои старания кажутся мне бессмысленными. И что мне придётся ещё целый год работать кладовщиком, чтобы не помереть с голоду, и параллельно искать силы на повторение школьной программы и очередную попытку поступить.
Эти мысли не дают мне сосредоточится ни на работе, ни на подготовке к поступлению, ни на нормальный отдых. Я боюсь что я забью на учёбу вовсе и так и останусь рядовым работником ещё на несколько лет, а то и хуже - на всю жизнь.
Автор вопроса: Роман Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Овсянникова Анастасия Дмитриевна.
Здравствуйте, Роман. В первую очередь, я благодарю вас за то, что нашли в себе силы и смелость поделиться своей проблемой. Из вашего письма, я вижу, что вы испытываете много сожаления о прошлом, тревоги в настоящем и страха за будущее. Вините себя за неудачи в прошлом, за упущенные возможности, за какие-то ошибки и несовершенства. Вы оцениваете свой опыт негативно, обесценивая свои попытки и те силы, что были вложены в получение этого самого опыта.
В настоящем, вы испытываете тревогу и растерянность, сомнения насчёт того, правильно ли поступаете, куда вам двигаться дальше. При этом, обращаете фокус внимания в настоящем только на проблемы и негативные моменты.
Будущего вы боитесь. Заголовок вашего письма предельно ясен: "Чувствую себя ничтожеством и боюсь будущего". А какого будущего вы боитесь? Такого, как сейчас? Или хуже? Или это страх неизвестности, незнания? Подумайте над этим. Если вы боитесь такого будущего, как сейчас(или хуже), то необходимо помнить золотую истину: наше будущее - результат настоящего.
Ваше прошлое такое, каким оно было. И его, по-хорошему, лучше всего принять, синтезируя из него полезный опыт. Ваше прошлое - это череда ваших выборов, причём самых лучших на тот момент. Не нужно винить себя за то, что раньше вы выбрали это, а не то. Значит, так было нужно Вам тогдашнему. Важнее то, что вы выбираете сейчас. Я понимаю, что вашу ситуацию отягощают внешние обстоятельства - проблемы в семье, нелюбимая работа и т.д.
Однако, некоторые вещи в нашей жизни нельзя изменить. Нельзя изменить родителей и их образ жизни, но можно изменить своё отношение к этому на менее болезненное для вас, менее травмирующее. Чувство никчёмности - результат искаженных представлений о себе, негативных убеждений о своей личности. Это формирует низкую самооценку и влияет на ваше восприятие себя и окружающего мира. И с этим надо работать.
Вас также терзают мысли о потерянном времени в прошлом и страх потерять это время снова, в настоящем. Возможно, поэтому вы боитесь начать что-то новое. Мол, нет смысла что-то начинать делать, я всё равно проиграю. У меня всё равно не получится. Потеряю время и буду винить себя за это ещё больше. По сути, вы заранее ставите крест на себе, не верите в себя. Из-за чего? Из-за деструктивных убеждений о себе и мире. А что, если попробуете поступить на ту специальность, что вам интересна? Будете ли чувствовать себя лучше?
Попробуйте выделить сложности, которые предстают перед вами для этого. Решаемы ли они? Ведь лучше попробовать, чем не пробовать вообще. Даже если не получится - вы будете иметь опыт. А если не пробовать - будете иметь конфликт между тем, что хотите и тем, что делаете, нереализованное желание. Что вам подходит больше?
Совмещать учебу, работу и отдых возможно, если есть желание. Всё упирается в вашу мотивацию. Если есть сильная внутренняя мотивация (или, как минимум, сильная внешняя), то человек может организовать свое время и пространство для того, что ему нужно и важно. Дело в желании.
Можно отталкиваться от слабости, а можно от силы. От чего выберете отталкиваться вы?
Если вы хотите более детально проработать данную проблему, пишите. Почта [email protected] , телеграмм @anastyovs. С уважением, психолог Анастасия Овсянникова.