У меня чувства и поведение маленького человека.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. При возникновении каких-либо жизненных обстоятельств или проблем когда нужно принимать какие то действия чтобы защититься или отстоять свое, чувствую и веду себя как ребенок, который хочет спрятаться, избежать, переждать. Оттягиваю время, хотя понимаю что становиться только хуже из за моего поведения.
Не могу сделать шаг, куда то пойти и уверенно что то сказать, предъявить претензии или высказать твердое мнение. Не могу вступить в такой контакт с другими людьми когда они напрямую и в наглую в чем то ущемляют. Чувствую себя как ребенок перед взрослым, который в чем то виноват и хочет поскорее уйти от этого. Как будто я меньше прав имею на жизнь и блага в ней, вместо того чтобы настаивать на своей правоте пытаюсь сгладить и уйти от возможных проблем.
Я знаю что и когда нужно сделать но не могу это применять из за такого поведения и нерешительности и получается слив какой то.
Вижу что другие гораздо меньше знают и думают, но получается жить у них лучше и уверенней.
В какой то ситуации я думаю а вдруг будет то , а в друг это. Другие творят и не думают, а я так не могу.
От такого моего поведения в жизни мне плохо и тревожно и это передается близким.
Как поменять свое поведение, убрать тревожность и нерешительность и делать то что надо?
Как понять в ситуации чего можно ожидать от других?
С уважением.
Автор вопроса: Иван Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Аксенова Наталья Леонидовна.
Здравствуйте Иван!
Спасибо, что поделились своей проблемой. Давайте попробуем в ней разобраться.
По теории известного американского психотерапевта Э. Берна, внутри каждого человека живет Я-Взрослый, Я-Родитель и Я-Ребенок. Для счастливой жизни важно, чтобы все три Я жили в гармонии, чтобы человек умел переключаться между ними в зависимости от жизненной ситуации. Проблемы начинаются, когда выросший человек находится в позиции ребёнка больше, чем в позициях взрослого и родителя.  Как я поняла из вашего письма, именно это с вами и происходит. И это мешает вам принимать важные решения, высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию.
Можно ли исцелить внутреннего ребенка? Да, но прежде всего, необходимо понять, причины способствующие формированию такой установки. Это могут быть физические, психологические и эмоциональные травмы (ошибки в поведении родителей): холодность и отдаленность родителей; систематическое нарушение личных границ (физическое и эмоциональное насилие); систематические наказания и подавление, запрет на выражение мнения и эмоций; иррациональные критика и оскорбления, особенно прилюдные; перенос ответственности на ребенка, вымещение своей боли на нем.
Дело в том, что с годами часть потрясений уходит на уровень подсознания и как бы забывается, но все равно продолжает влиять на человека. Поэтому человек с травмированным внутренним ребенком чувствует себя несчастным. У него возникают проблемы в трудовой сфере, он постоянно недоволен собой, много разочаровывается и страдает, у него не получается изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Проблема людей с травмированным ребенком в том, что они продолжают вести себя по отношению к себе как родители (внутренний родитель). Да, возможно, ваши родители часто критиковали и ругали вас, но почему бы теперь вам не отказаться от этого, не начать хвалить и поддерживать себя? Прекратите жить по указке родителей и начните жить своими интересами. Чтобы исцелиться, нужно избавляться от инфантильности и злого внутреннего критика. Иван, когда попадаете в сложную жизненную ситуацию, чей голос слышите внутри себя? Что он вам говорит? Как велит поступать? Совпадает это с вашими желаниями?
Вы спрашиваете, «Как поменять свое поведение, убрать тревожность и нерешительность и делать то, что надо?» Иван, а кто сказа вам, что НАДО именно так? Полное исцеление внутреннего ребенка невозможно без проработки психотравм. Напомню, что многие из них не осознаются человеком, он не помнит их. Поэтому для их проработки лучше обратиться к психологу. Но кое-что можно проработать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций, которые я хочу вам дать:
Осознать проблему — это часть работы над собой. А принять решение поступать как взрослый, это уже большой шаг на пути к изменению своей жизни. При этом важно не просто его обозначить, но и НАЧАТЬ ДВИГАТЬСЯ в этом направлении
Необходимо полностью взять на себя ответственность за свою жизнь: дела, желания, цели, поступки, выборы. Отдавать себе отчет в том, что сложившиеся обстоятельства – моих рук дело.
Заняться укреплением личностных границ: уметь отстаивать свое мнение, говорить «нет», уходить оттуда, где не нравится, от тех, кто не устраивает.
Чтобы избавиться от тревоги и беспокойства, необходимо осознавать настоящий момент - ЖИТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Не пытаться предугадывать: а что скажут? А что подумают? («В какой то ситуации я думаю а вдруг будет то , а в друг это.»)
Перестать искать родителей в окружающих людях. Для этого важно либо наладить контакт с реальными родителями. Это значит принять, такими, какие есть и перестать ждать того, что они недодали; остановить поток претензий и обид к ним; завершить процесс сепарации: отделиться территориально, материально, психологически.
Присмотреться к зрелым, взрослым людям: как они себя ведут? Постарайтесь проявлять те же качества: смелость, решительность, ответственность, умение выстраивать диалог, управлять своими реакциями, видеть на перспективу, постоянно развиваться, менять то, что не устраивает, не сбегать от конфликтов, если они назрели, уметь просить прощение, не играть в молчанку, не манипулировать, а быть открытым, честным, позволять другим быть такими, какие они есть.
Перестать капризничать, причитать, обижаться, истерить, замыкаться. Выходите из роли беспомощной жертвы!
Иван, предлагаю вам прямо сейчас составьте список ваших достоинств. Какие достоинства у вас есть? Или вы уверены, что состоите только из недостатков? Каждый день говорите себе комплименты, благодарите себя (даже за маленькие успехи). Как часто благодарите себя и делаете себе комплименты? Или вы чаще жертвуете собой ради других и ругаете себя за каждую мелочь?
Чтобы полюбить внутреннего ребенка, нужно разобраться в себе. Любить себя – это значит слышать и удовлетворять свои потребности и желания, заботиться о себе, ценить и уважать себя.
Иван, вы спрашиваете, «Как понять в ситуации чего можно ожидать от других?». К сожалению, мы не можем угадать, как поведет себя человек в той или иной ситуации или прочитать его мысли, что он может подумать, а о чем нет. В этом случае возвращаемся к пункту (здесь и сейчас).
Разрешите себе наслаждаться жизнью, приобретайте новые навыки.
Иван, надеюсь, мой ответ был вам полезен. Если у вас остались вопросы, можете написать в комментариях.
Если будет нужна моя помощь, обращайтесь. Информация о получении индивидуальной консультации размещена в моем профиле.
Каждый раз, когда вам кажется, что вас намеренно хотят обидеть, испортить вам жизнь, что кто-то шепчется о вас, напоминайте себе, что у других людей своя жизнь. В меньшей степени они думают о вас. Это поможет занять адекватную позицию по отношению к миру.
С уважением, ваш психолог Аксенова Наталья.