Эмоции и искренность. Одеваю маску стервы. Я от этого очень страдаю.

Вопрос психологу:
Проблема заключается в том, что я не могу быть лояльной, доброй, спокойной. Это, если говорить кратко. В душе я очень добрый и вспыльчивый человек, готовый прийти на помощь в любое время дня и ночи. Я никогда не боялась показывать своих настоящих эмоций. Всегда искренне всему радовалась Но в один момент жизни я изменилась и стала совершенно другим человеком. Полной противоположностью той, что была.. Я начала подавлять свои эмоции, любые хорошие и плохие, слёзы, у меня пропало чувство жалости, я перестала переживать из-за кого-то. Меня волновала только учёба. Единственное из-за чего я тогда переживала. У меня появилось навязчивое желание везде и всегда быть первой. В общем я стала настоящей стервой. Какой-то период мне это нравилось. А что плохого думала я тогда? Не переживаний, ни слёз, если меня кто-обижал даже незначительно я давала такой жёсткий отпор, что человек больше не подходил ко мне. И всё было хорошо, как сне казалось. Но вот проблема. Я перестала проживать и хорошие эмоции. Любые события, которые происходили в моей жизни, как- будто проходили мимо. Радость, счастье, слёзы. Я перестала чувствовать всё. Но самое ужасное, что сейчас в жизни у меня всё хорошо. Меня окружают прекрасные, добрые, светлые спокойные люди, которые всегда помогут и поймут. Но я по прежнему не могу испытывать радость, счастье и какие-то искренние эмоции. Сейчас я себе разрешила наконец плакать, особенно при людях. Я не делала этого уже несколько лет. И стало немного легче. Я немного подавила свою агрессию . Но испытывать хорошие эмоции и быть искренней я не могу. У меня не получается снять эту маску. Я стою перед зеркалом и говорю сейчас я выйду на улицу и буду искренней и улыбаться, но как только я выхожу из дома на лицо сама одевается маска стервы и вечно осуждающего взгляда. Я уже "надресировала" , если это можно так назвать, так себя вести. Я от этого очень страдаю. Хочу, чтобы мне дали совет, как вновь начать чувствовать и испытывать эмоции.
Автор вопроса: Яна Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Клещенок Анастасия Олеговна.
Дорогая Яна, здравствуйте.
Благодарю вас за интересный вопрос. Давайте будем разбираться вместе.
Название обращения звучит как : я одеваю маску стервы и очень от этого страдаю. Здесь кроется вопрос, а для чего Вы надеваете маску стервы? Что Вам она даёт? Какие чувства у Вас от этой маски? Как правило мы надеваем маски тогда, когда боимся показать своё истинное Я (это может сопровождаться чувством стыда, с убеждением: я какая-то не такая). То есть, какая я есть на самом деле, меня такой могут не принять. Может ли быть такое?
Дальше Вы пишете о том, что Вы не можете быть лояльной, доброй, спокойной. Можно посмотреть иначе, встречали ли Вы людей, которые всё время добрые, лояльные и спокойные. Думаю, такой человек, как минимум будет играть роль и подавлять агрессию/злость и проявлять её в другом месте (например, на работе лапочка, паинька, а дома разъярённый зверь). Агрессия- есть наш двигатель, без неё мы не сможем добиваться чего-то, без неё мы бы вообще не смогли эволюционировать, даже границы свои защитить невозможно без агрессии. Здесь очень важно понять и определить для себя, а в каких ситуациях и для чего я хочу надеть эту маску «стервы», от кого она меня защищает? Чем помогает мне? Ведь в чём-то она Вам может и помогать? Только то, что Вы от неё страдаете. Вот здесь скорей всего разгадка, то есть для чего-то хочется играть такую роль.
Вы пишете, что в один момент стали подавлять свои эмоции, а что тогда в Вашей жизни происходило? Какие события, с чем они были связаны? Дальше Вы пишете про то, что перестали испытывать эмоции, связанные с радостью и счастьем. Тут ещё один момент, чтоб научиться радоваться и чувствовать, нужно принимать в себе все эмоции и чувства. Я могу только предполагать, возможно вопрос в непринятии своей агрессии, такое может быть. Когда вроде хочется быть мягкой, доброй, милой, но я очень вспыльчивая, а принять в себе это никак не могу, (ведь не может быть хорошая девочка вспыльчивой). Возможно агрессия не может найти выход в свет, её нужно признать, а когда мы её признаём и принимаем, там за этим всем и любовь, и счастье, и радость. Агрессия не нуждается в выражении, она нуждается в принятии. Как только мы разрешаем внутри быть этой агрессии, мы ее принимаем. А выражаем мы ее деструктивно тогда, когда она нуждается в принятии (про вспыльчивость Вы писали, возможно это способ выражения агрессии).
Разрешить себе агрессию, значит разрешить себе жить.
А Вы себя какой принимаете? Если Вы без масок, какая Вы там? Попробуйте начать с честности перед собой. Это всегда про уязвимость, про то, какая я на самом деле. Невозможно быть доброй и милой всегда, даже самый добрый человек будет проявлять агрессию, она может проявляться в пассивной форме, но он будет продолжать утверждать: Я же очень добрый, а в людей «плеваться» агрессией. То есть, если мы подавляем в одном месте, это будет выстреливать в другом. Пассивная агрессия- подавленная агрессия. Пассивная агрессия (манипуляции словами, подколы разные, смех, обесценивание) Это про то, что нельзя выразить напрямую, но можно пассивно (опоздал, не пришел вовремя). Нужно взять ответственность за свою агрессию. Человек может быть тираном, садистом, а внутри думать о себе, что он мягкий и пушистый, это про непринятие своей агрессии, потому что если ее принять, это значит признать, что я агрессивен. А если я агрессивен, я плохой. Хорошие мальчики и девочки они не агрессивны, нас этому учат с детства. И мы не можем соединить всё это в своей психике, потому что там диссонанс, вроде и хочется выразить агрессию, но мне нельзя, буду подавлять, отсюда многие проблемы и ношение масок может быть. Но это лишь мои гипотезы и догадки.
За любым вашим чувством стоит какое-то желание. Важно прояснить, что это за желания. Почему и для чего нужно носить маски. Начать с честности и искренности с собой.
Если мой ответ где-то был непонятен, используйте форму ниже для обратной связи и я отвечу на возникшие вопросы.
Рада Вам помочь, с уважением, психолог Анастасия Клещенок.