Испытываю дискомфорт при общении с людьми ещё со школы.

Вопрос психологу:
Добрый день. Испытываю дискомфорт при общении с людьми ещё со школы. Раньше все было хуже, но со временем я в какой то степени самостоятельно переборола это, но не до конца. Раньше вообще не могла общаться с людьми, после того, как в средних классах меня травили одноклассники. И хотя в старших классах меня перестали травить, в университете я специально дистанцировалась от людей, ни с кем не общалась, была сама по себе. Долгое время не могла завести отношения с парнями, считала себя недостойной их. Но сейчас у меня стабильные отношения и я с ним чувствую себя уверенно. Проблемы испытываю только при общении с коллегами и незнакомцами. При общении я смотрю в лицо собеседника и мне кажется, что он видит все мои недостатки во внешности, мои страхи и комплексы, чувствую себя никчёмной и уродливой в его глазах. Могут непроизвольно дёргаться мышцы лица, мимика сама по себе меняется, дёргаются уголки губ. Собеседник для меня как зеркало, в глазах которого я выгляжу глупой и некрасивой, чувствую, что говорю полную чушь и сама быстрее стараюсь закончить разговор. Иногда могут слегка дрожать руки и ускоряется сердцебиение. Когда собеседник находится на расстоянии, мне легче общаться, когда сидит напротив, то я испытываю больше волнения.
Испытываю ревность к бывшей девушке парня. Знаю, что это глупо и у меня занижена самооценка. На чувство ревности подталкивает тот факт, что с ней он начал отношения буквально сразу, у нее много друзей, она спортивная и подтянутая, в общем популярная. Со мной же он ходил 2 месяца и только спустя столько времени предложил встречаться. В отношениях мы уже 2 года, все хорошо, обсуждали свадьбу и совместную жизнь. Бывшая же бросила его спустя 2-3 месяца отношений даже не объяснив толком причину, просто бросила по смс. Я считаю это крайне грубо. Проблема в том, что я не могу перестать сравнивать себя с ней, зная, что у них был интим и она выглядит ухоженнее меня. Сама я не люблю заниматься спортом из за проблем со здоровьем можно только лёгкий спорт, люблю есть вкусно и готовить. Самое главное, что он про нее даже не вспоминает при мне, не сравнивает, они не общаются, ее контакт давно удален из его телефона, а я продолжаю заниматься ерундой. Переключаюсь на чтение книг и прогулки чтобы не гонять дурные мысли, но это не всегда помогает. Заранее благодарю за помощь.
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Анна, добрый день! Очень печально, что Вам пришлось столкнуться со всеми этими трудностями — буллингом в школе, дискомфортом при общении с незнакомцами и коллегами.
То, что Вы описываете, похоже на социофобию. Это просто гипотеза, возможно, Вы с ней не согласитесь. Иногда сложно понять, является ли социальная тревожность расстройством или это просто проявление нормальной осторожности, стеснительности при общении с чужаками. Вопрос в том, насколько Вам это мешает жить. Для более «объективной» оценки, если захотите, можно пройти тест «Шкала для оценки социальной тревожности» (думаю, в Интернете можно найти).
Что такое социофобия? Это когда человек не чувствует себя в безопасности при взаимодействии с другими людьми, видит в этом угрозу для себя, своего Я, своей самооценки. СФ может быть врожденной, а может быть и приобретенной. В основе лежит страх негативной оценки, критики со стороны других, глубинное убеждение, что «другие не примут меня такой, какая я есть, и отвергнут».
Из-за этого при общении может возникать дрожь, краснота, потливость, запинки в речи, нервные тики, забывание слов, потеря нити разговора. При этом также присутствует страх, что другие заметят все это и осудят.
Анна, предлагаю Вам немного сместить фокус внимания. Опыт показывает, что люди по большей части озабочены собой, чем другими)) При общении, когда Вы смотрите в лицо собеседника, Вы выискиваете все недостатки во внешности, фокусируетесь на том, чтобы заметить его страхи и комплексы? Можете ли Вы вспомнить после разговора во что был одет собеседник, какого цвета у него глаза? А даже если замечаете все детали, то что происходит? Как Вы начинаете к нему относиться? У нас у всех есть недостатки (или особенности?), у всех есть свои тревоги и комплексы. О чем это говорит? Мне кажется только о том, что мы просто люди. Мы не идеальны.
Избегание таких ситуаций, самоизоляция не помогут справиться в долгосрочной перспективе с проблемой. Единственный путь преодоления — попадать в такие ситуации, искать их, входить в них как исследователь. Мы может тревожиться и продолжать что-то делать.
Возможно, стоит попробовать меньше фокусироваться на себе и больше уделять внимание тому, что происходит вокруг, перестать сравнивать свой воображаемый образ (как я выгляжу в глазах других людей) с идеализированным «я», то есть с человеком, которым, с Вашей точки зрения, Вам стоило бы быть. Принять (=признать) свою неидеальность. Люди не идеальны. Это факт.
Вы пишите, что глупо чувствовать ревность к бывшей девушке парня. Нет глупых или умных эмоций. Они все — ревность, тревога, злость, печаль, обида и т. д. - в одинаковой степени нам нужны и важны. Это просто то, что мы чувствуем. Эмоции показывают, что происходит что-то значимое для нас. В данном случае ревность говорит о том, что Вам важен Ваш молодой человек, Вы дорожите отношениями с ним.
Вы сравниваете себя с этой бывшей девушкой Вашего будущего мужа и всегда не в свою пользу. Зачем Вам это делать? Что Вам это дает? Что будет, если Вы не будет это делать? Вы в любой момент можете остановиться. Наши мысли зависят от нас. Именно мы генерируем их. Мы можем их ускорять, замедлять, менять ход наших размышлений. Попробуйте на примере какой-нибудь мысли, которая первая придет голову. И еще важный вопрос - почему мы должны верить каждой нашей мысли? Это же не факты, это все лишь мнения!!
С уважением, психолог Юлия Кунтыш
Если Вам надоело справляться в одиночку, приглашаю на консультацию! Записаться можно через любой мессенджер (Watsapp, Telegram, Viber) +7 921 993-16-39.