Я стала жертвой мошенников. Как вернуть веру в себя?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Так получилось, что недавно я стала жертвой мошенников. Так получилось, что провели меня как ребенка, сняв со счетов довольно крупную сумму. Это были не последние деньги, но все равно ощутимая потеря. За неделю, прошедшую после этого, только, наверное, самый ленивый не спросил меня, мол, ну как же так? Все: от друзей и мужа до полицейских и операторов в банке. Да, близкие стараются чем-то помочь, да, полиция делает свою работу... Но все равно, смотрят на меня при этом, как на полную дуру. Я, вообще говоря, уже и сама сомневаться начала. Может, и правда, полная дура?
Почему не проанализировала, не положила трубку, не перепроверила сразу? А кто его знает, почему? Может потому, что нервы были уже на пределе, вот и впала в панику. За последние несколько месяцев на нашу семью много навалилось: дед перенес серьезную операцию, и теперь почти что лежачий. У папы проблемы с сердцем, у мужа проблемы с работой, да и он сам сейчас далеко. Мы с маленькой дочкой были дома одни и обе заболели гриппом. Наверное поэтому и не рассудила логически, пока с мошенниками разговаривала. Трудно соображать с высокой температурой после бессонной ночи. Хотя муж считает, что это не оправдание. Что я просто сама по себе растяпа, которая никогда не включает мозги. Что я слишком ленива, чтобы почитать что-то нужное, что глупа и упряма, и из-за меня у нас одни проблемы. Да, его тоже можно понять, и он во многом прав... Но когда три года назад муж потерял сумму денег, в пять раз большую, чем я отдала мошенникам, я старалась его поддержать. Слова не сказала, что это его самонадеянность была виновата. Вот теперь сижу и никак не пойму, с чего он снова и снова тыкает меня носом в мою ошибку? Чтобы такого больше не повторилось? Так оно и так не повториться, урок я уяснила. Потому, что я действительно туповата и со мной действительно куча проблем? Да вроде никаких больших проблем я больше не создавала... Но дело не в этом, в общем-то. Дело в том, что чувствую я себя примёрзко из-за того, что позволила себя обмануть. Как ни крути, а действительно сглупила. Ощущаю себя дурой, и теперь мне кажется, что больше ничего хорошего у меня не получится. Ни работу нормальную найти (я уволилась во время декрета), ни денег заработать, ни просто уважать себя как умного человека. Как мне с этим справиться?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Ольга! В первую очередь хочу высказать Вам слова поддержки. Действительно, на Вас одновременно навалилось столько испытаний! Болезни родственников, проблемы с работой у мужа, болезнь Ваша и дочери, отсутствие поддержки мужа в тяжёлый период, а тут ещё и этот случай с мошенничеством.
Ольга, к сожалению, такие события случаются с очень многими людьми. И здесь не всегда помогают логика, опыт, образование. Случается это даже с чиновниками, сотрудниками банков и полиции, так что никто не может быть застрахован от того, что никогда не нарвётся на тот или иной способ незаконного отъёма имущества. Но бороться с этим нужно однозначно как на уровне законов, так и на уровне действий конкретных людей.
Мошенники делают то, что у них получается лучше всего - обманывают, вводят в заблуждение. И этому мастерству они специально обучаются, постоянно совершенствуют методы работы, используют НЛП, даже гипноз, ведь на кону стоят огромные деньги, это целая индустрия.
Чаще всего на крючок мошенникам попадаются люди, находящиеся в особом ослабленном эмоционально неустойчивом состоянии, когда они очень устали, чем-то расстроены, переживают нелёгкие времена. Банды лохотронщиков, напёрсточников безошибочно выхватывали из толпы человека, которого можно обмануть.
Сейчас уже не нужно хватать людей за рукав в подземном переходе. Продаются телефонные базы с именами, поэтому у мошенников есть данные не только про ФИО абонента, но и некоторые другие, чтобы, используя их, умело разыграть историю и про банк, и про родственника, сбившего кого-то на дороге.
Да, деньги мошенникам предавали Вы, а не другой человек. Тут ничего не поделаешь, Ольга. И этот факт сейчас гложет Вас изнутри через чувство вины, стыда, унижения, Вам кажется, что Вы какая-то не такая, плохая. Эти чувства заставляют Вас проваливаться в состояние страха, неуверенности в себе, нежелания что-либо делать, чтобы снова не сделать ошибку.
Вина внутри Вас сейчас требует искупления.
Давайте выполним одно упражнение. Возьмите три листа бумаги А4 и ручку.
Подпишите листы сверху «Адвокат», «Судья», «Прокурор». Вспомните эту ситуацию с мошенниками в красках и представьте, что её разбирают на заседании три этих виртуальных героя. На каждом листе будете писать свои мысли от их имени.
Пусть Судья задаёт вопросы по существу дела и выслушивает прения Прокурора и Адвоката, а затем выдаст свой вердикт. Обратите внимание, чьих доводов будет больше - Адвоката или Прокурора, чьими фразами они говорят. На чьи слова похож вердикт Судьи? Это даст Вам пищу для размышлений.
Если в этом фантастическом судебном заседании всё же победит Прокурор, придумайте некое выполнимое действие, которое будет искуплением Вашей вины. И выполните его.
Подумайте, перед кем именно Вы чувствуете больше вины за случившееся? Кто в итоге больше всего пострадал от действий мошенников? Этим человеком ведь можете оказаться и Вы сама! За что именно Вы чувствуете вину? Нет ли каких-то схожих воспоминаний о вине из Вашего прошлого? Вам эта ситуация ничего не напоминает?
Можно работать с воображаемым образом этого человека, перед которым Вы винитесь, а не лично с ним, например, положить на стул вещь мужа, дочки, самой встать перед зеркалом - если Вы поняли, что больше всех пострадали Вы сама.
Обратитесь к образу того, перед кем Вы винитесь, скажите вслух (если потребуется, то несколько раз, пока произносить фразу не станет не так больно): «Я виновата в том, что отдала деньги мошенникам».
Теперь подумайте, при каких обстоятельствах мошенники не обманули бы Вас. Сформулируйте и закончите фразу: «Чтобы этого со мной не случилось, я должна была ….…»
Проанализируйте эту фразу, как Вы её закончили. Это реально выполнимые условия или они из области фантастики, например: я должна была бы уметь читать мысли звонящих, видеть мошенников за версту, знать наперёд, что произойдёт в любой момент и постелить себе соломки и т.д.?
Теперь закончите фразы: «В тот момент я могла только …… и это - свершившийся факт. Теперь я знаю, что позволила себя обмануть. Мне очень жаль. В следующий раз я ……»
Теперь ещё один важный момент - мошенники. Ведь, по сути, они украли не только Ваши деньги, но и словно часть Ваших сил, энергии и что-то ещё важное. Именно поэтому Вы так страдаете.
Закройте глаза. Представьте, что перед Вами сидит тот мошенник, которому Вы отдали деньги. Между Вами натянутые цветные ленты, верёвки.
Да, скорее всего, деньги Вам не вернут, но отозвать из этой ситуации свои мысли, эмоции, затрачиваемые на вину жизненные силы Вы вполне способны.
Представьте, что Вы видите, как мысленно забираете у мошенника своё, оно в виде цветных лент, например, которые Вы вырываете у него, ленты возвращаются Вам, а чувство вины представьте в виде грязных верёвок, ржавых цепей, Вы их обрубаете от себя и откидываете в сторону мошенника.
Если переживания из-за действий мошенников не будут Вас долго оставлять, лучше обратиться за психологической консультацией, потому что только самостоятельно многие вещи в психологии прорабатывать очень сложно.
Желаю Вам скорее освободиться от травматичных переживаний, вернуть себе силы и уверенность в себе.
С уважением,
Наталья
По условиям индивидуального приёма - смотрите информацию в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсапп +7 (девять два пять) 525 0023