Поиск партнёра как наваждение.

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 37 лет, и несколько последних лет у меня нет любовных отношений ( за это время было несколько интрижек, но всё не серьёзно , "для здоровья" если можно так назвать). Последнее время замечаю что желание встретить партнёра ,для создания семьи ,превращается в навязчивую идею. А я действительно хочу иметь свою семью: любимого мужчину рядом, хочу полюбить и чтобы любили меня. Где бы я не была, встречающихся мужчин рассматриваю как потенциального партнёра, сразу смотрю есть ли кольцо на том самом пальце, думаю ну вот сейчас я должна встретить своего спутника, вот сейчас на меня посмотрят и мы познакомимся . У меня довольно живая и насыщенная жизнь , но в аспекте любовных отношений провал. Я хочу отпустить ситуацию, не хочу думать постоянно о поиске партнёра и везде его искать. Бывают дни отчаяния: когда мне кажется, всё я не встречу своего мужчину. Подскажите как мне не зацикливаться на этой ситуации, а наслаждаться жизнью и без любимого мужчины в данный момент моей жизни! Заранее спасибо за ответ!
Автор вопроса: Юлия Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Евдокимова Анна Владимировна.
Здравствуйте, Юлия.
Читаю ваш вопрос и чувствую, как сама начинаю напрягаться и как будто присоединяюсь к мониторингу окружающего пространства на предмет наличия в нём подходящих мужчин… Даже не представляю, какое напряжение практически постоянно испытываете в связи с озвученным вопросом вы.
Но давайте разбираться по порядку.
Для начала необходимо понять, что навязчивые мысли (руминации, или обсессии) – это симптом высокой тревожности. И как любой другой симптом, он нам что-то говорит, о чём-то свидетельствует или предупреждает. Именно поэтому я бы не спешила от него избавляться, а сначала поисследовала, для чего этот симптом мне, о чём важном он мне говорит, что это для меня значит и так далее. Спросите себя, что вам дают эти мысли, для чего они? Они вам, чтобы что? Дальше к этому ответу задайте вопрос, а почему это для меня так важно? Это действительно имеет для меня лично такое значение, или, может быть, это навязанное кем-то мнение? А что будет, если этого никогда не произойдёт? Как тогда будет складываться моя жизнь? Что ценного в ней может быть? Чем другим я могу заниматься? Чему могу посвятить себя или своё время?
Не менее важным является ответ на вопрос о том, как сейчас организована моя жизнь? А также, какую свою глубинную потребность я хотела бы закрыть с помощью мужчины? Могу ли я это сделать иным способом?
Второе, на что хочется обратить внимание, это ваша фраза о том, что последние несколько лет у вас нет любовных отношений. Здесь я бы поизучала сценарные моменты. Были ли у вас когда-нибудь длительные отношения? Сколько они продолжались? Как выстраивались? Чем закончились? Похоже ли это на то, что вы видели в родительской семье? Был ли у вас пример надёжных долгосрочных отношений? Эти вопросы важны для понимания того, что вы усвоили из родительской семьи, для чего нужна семья, как в ней строятся отношения и так далее.
Отдельное внимание стоит уделить снижению тревожности в целом. Общее правило для всех: соблюдение режима труда и отдыха, достаточные физические нагрузки, сбалансированный рацион питания, информационная гигиена. Если говорить о техниках, то подойдут любые упражнения по развитию осознанности, упражнения на заземление и центрирование, дыхательные практики, йога, гимнастика цигун, медитации.
Вдумчивый анализ собственной потребности, скрывающейся за навязчивыми мыслями, и снижение общего уровня тревоги уже способны переломить ситуацию и, как минимум, значительно снизить частоту появления руминаций. В качестве дополнительной рекомендации могу вам предложить попробовать не сопротивляться возникающим мыслям, не пытаться от них отмахнуться, а просто наблюдать за ними. Когда вы заметили их появление, мысленно скажите себе: «О! Это снова вы? Проходите, пожалуйста!». Можно представлять каждую мысль в виде облака, которое появляется в поле вашего зрения и, проплыв мимо, удаляется. Есть техники, предлагающие представлять мысль записанной на проезжающих мимо автобусах, машинах, сумках проходящих мимо людей, если вы в этот момент находитесь на улице; или «записать» эту мысль на песке и «увидеть», как её смоет волна или сдует ветер. Если в момент возникновения подобные мысли мешают вам, очень сильно отвлекают вас от основного занятия, попробуйте «договориться» с ними, что вот прямо сейчас вообще неудобно, и пообещайте, что через полчаса/вечером/перед сном вы обязательно их подумаете. Для усиления эффекта сочетайте этот приём с дыхательными техниками, например, короткий вдох и длинный выдох, или вдох – пауза – ещё чуть-чуть вдохнуть и длинный, медленный выдох (повторить 2-3 раза).
Активная борьба с навязчивыми мыслями, сопротивление им и попытки их отогнать – неудачная стратегия; это приведет только к усилению переживаний и страху перед их появлением. Сопротивляясь навязчивым мыслям и уделяя на борьбу с ними очень много времени и сил, вы тем самым только усиливаете их и начинаете еще больше нервничать.
Работать с навязчивыми мыслями самостоятельно достаточно сложно, поэтому, чтобы решить вопрос в корне, имеет смысл обратиться к специалисту, который поможет вам разобраться и с вашей тревогой, и со страхами, и с установками, и с жизненными сценариями, и самое главное – поможет вам почувствовать вашу собственную ценность.
Юлия, я желаю вам сил и терпения, чтобы вы смогли найти ответы на все вопросы.
С уважением, Анна.