Дочь 18 лет все время всех обманывает.

Вопрос психологу:
Добрый день! Моей дочери 18 лет, учится на 1 курсе психологического университета. Часто ловлю ее на том, что она обманывает, всех, по любому поводу. Своему парню постоянно говорит что она сильно болеет, лежит в больнице, теряет сознание и т.д. ( болеет она крайне редко, в больнице последний раз в 4 года лежала ). Если куда то уходит, нам обязательно соврет куда. Я не понимаю смысла в этом, в итоге не доверяю ни одному ее слову, все приходится перепроверять. Посещает ли она универ, сдала ли зачет и т.д. Девочка всегда была замкнутая, прилежная и исполнительная. В 9 классе сошлась с панками, стала врать, воровать у нас деньги, бросила учиться. Через год поведение пришло в норму. Стала носить человеческую одежду ))) поступила в универ. Все вроде хорошо. Но когда открывается очередная ложь, меня очень расстраивает, что я не могу ей поверить на слово. Семья полная, двое детей, еще сын 15 лет. Папа в дочь очень любит, всегда баловал. Зарабатываем достаточно. Все у нее есть, в пределах среднего достатка. (Айфона нет, но она и не просит) Отношения с дочерью теплые, но про свои дела она не любит рассказывать. Вместе смотрим фильмы, по вечерам любит со мной попить чай, ходим по магазинам. Подруг у нее не было в школе, и нет сейчас, говорит они ей не нужны. Два года дружит с парнем. О ее вранье узнаю случайно, если она забудет закрыть страничку в соцсети. Можно эту ситуацию как то изменить? О том что врать не хорошо, говорилось сто раз. Что Вы можете посоветовать? В семье мы привыкли доверять друг другу, младший просто патологически честный. Если что то происходит, у всех спрашиваю кто это натворил, и все отвечают "Это не я", значит это сделала дочка.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Воронина Надежда Александровна.
Здравствуйте, Оксана! По всей видимости поведение дочери вызывает у вас много чувства тревоги, беспокойства, а также переживание о том, что происходит с ней, чем это вызвано, к чему в итоге может привести, и как это можно исправить. Ваша тревога вызвана утратой контроля и управляемости поведением дочери, ее жизни. Можно предположить, что ваша дочь искажает информацию, чтобы создать зону отдельности от вас, пространство, в которое вам нет входа, нет возможности ее контролировать. Это возможность спрятаться от вашего контроля. Скорее всего это бессознательное желание отделиться от вас. Попытка отделения в 15 лет через присоединение к группе панков прошла не совсем удачно. Выбор такой группы не случаен. Замкнутость, прилежность, исполнительность- это признаки подавления ребенка со стороны родителя. Возможно это был способ вернуть себе подавленную часть, вырваться из гиперопеки и контроля. Это был бунт, который мог послужить развитию ответственности у дочери, но к сожалению был подавлен. Свободное проявление воли было сломлено, поэтому сейчас проявление воли происходит через ложь. Например, когда дочь не хочет видеться с парнем, но не может это прямо сказать, появляется ложь. Она не может вам прямо сказать, что вас в ее жизни слишком много. Возможно даже, что ложь это своего рода месть за вашу нечестность с ней. Вы не хотите, чтобы у дочери была своя отдельная от вас жизнь. У вас есть некие ожидания, планы на ее жизнь, ваши представления. Отпустить дочь в свое свободное плавание значит распрощаться со своими ожиданиями. Но признаться дочери в том, что вы не хотите, чтобы она жила своей жизнью, вы не можете и объясняете ваш контроль беспокойством за ее жизнь. В этом и состоит обман. Если вы хотите изменить ситуацию, то начните себя вести честно с дочерью. Расскажите ей честно чего вы хотите и почему, чем обусловлены ваши ожидания на ее жизнь, как вы хотите заполнить свою жизнь ее жизнью, как вы хотите, чтобы она служила удовлетворению ваших потребностей. Ну или подождите, когда уже не будет сил держать ее жизнь в своих руках, когда вы окончательно устанете от лжи, тогда махнете рукой и потихоньку начнете ее отпускать. Еще можно распределить где чья зона ответственности, кто отвечает за учебу, за отношения с парнем и тд. Ну и, соответственно, честно соблюдать правило: кто отвечает-тот и контролирует. По идее, конечно, учеба, отношения с парнем и все остальное- это зона ответственности дочери (ее жизнь- ее ответственность), но если резко передать всю ответственность, то не справится ни дочь, ни вы (у вас будет зашкаливать тревога, а у нее - неуверенность). Старайтесь больше обсуждать ваши отношения, чего бы ей хотелось, что ее не устраивает. Она врет, потому что честный ответ вас или ее не устроит. Если создать отношения, при которых вас устроит честный ответ, или она будет иметь возможность рассказывать вам только то, что сама захочет рассказать, то во вранье не будет смысла.