Дочь подросток скатилась на 2 и 3.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Анна. У меня двое детей. девочка 13 лет и мальчик 5 лет. Я состою в браке. С мужем отношения хорошие. Без ссор и упреков.
Проблема появилась в отношении с дочерью. Дочь подросток. Училась на 4 и 5 . Скатилась на 2 и 3.
Первое время не ругала , разговаривали .... говорила что сейчас трудно но все исправит. Я стала помогать дочери. Те темы ,что не может понять , разбирали вместе. Дома решает при мне без проблем. В школе 2.
Отношения с одноклассниками, по рассказам , хорошие. Общается со всеми не только в школе , но и на кружках.
Мне кажется меня обманывает , учителя якобы занижают оценки....
Стала грубиянкой.
Смотрит на всех с высока.
По дому ничего не делает.
Я не выдержала.... отобрала телефон. Применила ремень ... учеба под откос....
Сижу жалею, что сдалась и проявила слабость по отношению к ней. Не знаю как извиниться.
Она сейчас подходит и говорит чтобы я ей вернула телефон. На вопрос зачем отвечает делать уроки. То есть она решила просто списать и не заморачиваться.
На отрицательный ответ -села и сидит в комнате....
Вот как мне быть ? Помогите пожалуйста. Как реагировать ... что делать чтобы не сделать еще хуже .Боюсь , что ребенок пойдет по другому пути. Раньше ,когда извинялась перед ней , она садилась мне на шею. Делала все что ей нравится. Поэтому опять идти у нее на поводу не желаю. Нет будущего у нее. Нет никаких интересов.
Ни в чем ей не отказываем. Лето отдыхала как хотела. Сейчас кроме как интернет и шмотки больше ничего не интересует.
Муж не встревает. Не вмешивается. Так как один раз что-то сказал , так все воспринялось в штыки. И была огромная обида на папу.
Автор вопроса: Анна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Гаврилова Екатерина Александровна.
Здравствуйте Анна! Понятно Ваше беспокойство по поводу поведения дочери и её оценок в школе. На мой взгляд, на лицо начался подростковый кризис. Сейчас ваша дочь вступила в младший подростковый возраст, когда начинается перестройка организма, ребенок меняется психологически, возможен бунт, протест, нежелание подчиняться принятым нормам, интересы постепенно сменяются, главным для ребенка становится общение с друзьями. У кого-то этот период приходит раньше, у кого-то позже.
Прочитав Ваше письмо, мне показалось, что вы придерживаетесь двух позиций, либо кнут либо пряник. Вы либо помогаете делать ребенку уроки, участвуете в школьной жизни, либо берете ремень и отбираете телефон. Как я поняла, эти две позиции не принесли должного результата. Необходимо найти золотую середину, так чтобы выполнялись домашние правила, а они должны быть обязательно (например выполнение уроков обязательно, совместный просмотр фильма или обязательный ужин вместе всей семьёй, приход домой ровно в 10, на выходные обязательный поход вместе куда-то – примерно такой список), в тоже время, учитывая интересы ребенка. Вы пишите главные интересы интернет и шмотки. Может попробовать Вам включиться в это? Начать интересоваться тем, что ребенок там смотрит, какие вещи нравятся и почему. Вместе идти на шопинг. Здесь главное соблюдать грань, не лебезить, быть искренней. Дети чувствуют, когда что-то делается не искренне, а с какой-то целью.
«Стала грубиянкой. Смотрит на всех с высока. По дому ничего не делает.» - эти типичные признаки переходного возраста. Их нужно принять и постараться спокойно на это реагировать. Говорить уверенно. Не срываться. Пусть не делает ничего по дому. Не хочет убираться в своей комнате, скажите, что пусть она сама решает, хочет ли она сидеть в чистоте или будет все разбросано, теперь ведь она взрослеет и пусть принимает решение самостоятельно. Грубит, отвечайте спокойно, что не будете это терпеть, что Вам это неприятно, что Вы ее любите и не хотите слышать такое. Это сложно, потому что когда твой маленький добрый ребенок резко начинает меняться на глазах, еще и не в лучшую сторону, хочется кипеть и кричать, желая быстрей вернуть его в прежнее состояние. Но этого не будет. Дочь растет и меняется, этот этап нужно пережить. Но в это время нужно быть рядом, мягко направлять, не давя, уважая ребенка.
Насчет уроков, мне кажется надо действовать комплексно. Поговорить с классным руководителем, с теми учителями, по которым самые плохие оценки. Может быть, вместе получится как то изменить ситуацию.
«Вот как мне быть? Помогите пожалуйста. Как реагировать ... что делать чтобы не сделать еще хуже .Боюсь , что ребенок пойдет по другому пути. Раньше, когда извинялась перед ней , она садилась мне на шею. Делала все что ей нравится. Поэтому опять идти у нее на поводу не желаю. Нет будущего у нее. Нет никаких интересов.» - Не идите на поводу. Делайте так, как считаете нужным, мама всегда лучше всех чувствует своего ребенка. Спокойствие и уверенное поведение, вот сейчас два главных ваших козыря. Не отчаивайтесь, будущее у Вашей дочери точно есть. Этот период пройдёт, дочь успокоится. Ваша задача сейчас пройти этот путь с ней вместе, потому что я думаю ей тоже нелегко. Подростки иногда сами не понимают, почему у них резко меняется настроение, почему мнение родителей уже не кажется таким важным. Будьте рядом. Старайтесь больше общаться на нейтральные темы помимо школы. Постарайтесь узнать глубже, что ребенку интересно именно сейчас, пусть даже для Вас это кажется мелочью или чем-то ненужным. Возможно, Ваше отношение изменит и отношение ребенка к окружающему.
Терпения Вам и сил!
С уважением Екатерина.