Сын играет в ставки на деньги.

Вопрос психологу:
Добрый день! В нашей семье появилась проблема-сын играет в спортивные ставки на деньги. У нас благополучная семья, финансовое состояние-среднее, сын окончил 9 класс почти на отлично, поступил в IT колледж, с учебой проблем нет, пятерки и четверки. Со 2го класса занимается футболом, тренировки старается не пропускать. Год назад обнаружили пропажу 1000 долларов из семейной копилки, кроме сына взять никто не мог. Долго отпирался, но в конце концов признался, что хотел получить большой выигрыш и проиграл все эти деньги на ставках. После этого эпизода стали понятны факты пропажи наличных денег из кошелька, карманов ранее. Был большой скандал, обещал летом пойти работать и вернуть долг. Заработать много не получилось, но пытался. Был прощен и обещал больше так не делать. После того как поступил в колледж, появилась необходимость увеличить сумму карманных денег- на проезд, на обед и т.д . Суммы давали небольшие, но расходы не контролировали. Как оказалось, продолжал играть на более мелкие суммы. Спустя несколько месяцев история повторилась-снова взял из семейной копилки и проиграл около 100 000 рублей. Снова был скандал, наказание в виде ограничения карманных расходов. Месяц проверяли его банковские карты, компьютер и телефон на предмет игр-вроде перестал играть. И вот вчера снова обнаружили пропажу денег. Долго отпираться не стал-сказал, что хотел отыграться и вернуть все, что проиграл ранее. Подскажите, как решить эту проблему? Действительно ли это игровая зависимость или просто наша ошибка в воспитании. Других проблем с сыном нет-учится, занимается спортом, веселый, энергичный, много друзей с которыми ходит гулять, купаться на речку, в отношениях с ним проблем других тоже нет-не хамит, не агрессивен и не сидит сутками в компьютере.Есть младшая дочь, 13 лет, отличница, тоже занимается спортом, проблем никаких нет.Буду признательна за помощь!
Автор вопроса: Эльвира Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Эльвира.
Проблема увлечения подростками азартными играми, в том числе и ставками на спорт становиться в последнее время весьма актуальным и острым вопросом. К азартным играм относятся игры, которые имеют две основные составляющие случайность и ставка. И именно возможность случайно, не прилагая особых усилий, получить легкий выигрыш привлекает подростков. Далеко ходить не надо, большинство сказок на которых воспитываются дети включают в себя моменты волшебства и случайности, где главные герои по воле случая становятся богатыми и успешными.
Зависимость от азартных игр, ставок формируется не сразу и проходит несколько этапов. На пером этапе подросток часто выигрывает, но при этом не понимает, что выигрывает он только потому, что организаторы ставок позволяют ему выигрывать. Благодаря получению выигрыша подросток не только «зарабатывает», но и получает настоящее удовольствие от ставок.
Второй этап — это череда проигрышей, подросток начинает делать более крупные ставки, и проигрывать большие суммы денег. Организаторам уже не выгодно давать возможность выиграть, подросток и так уже на «крючке». Подростки начинают тратить все свои карманные деньги, занимать у знакомых, воровать у родителей, чтобы отыграться. Но даже в случае выигрыша подросток и не думает останавливаться, всю выигранную сумму он опять ставит на кон.
И наконец, когда два этапа пройдены начинается третий этап развития зависимости: отчаянье. Зависимость от ставок становиться очень крепкой, подросток уже не контролирует себя, целыми днями думает только о следующей ставке.
Помочь подростку самостоятельно избавиться от тяги к ставкам очень сложно, а в некоторых случаях без помощи специалиста не возможно.
Чаще всего игровым зависимостям подвержены дети, которым не хватает внимания, любви, ласки, уважения со стороны родителей.
В первую очередь необходимо наладить доверительные отношения со своим ребенком. Пригласите его на разговор, поговорите в спокойной, безопасной (без упреков, угроз наказания, нравоучений) обстановке. Узнайте, как давно ребенок делает ставки? Что послужило поводом сделать первую ставку? Кто из его друзей тоже делает ставки? Для чего он этим занимается? Куда планирует потратить предполагаемый выигрыш? Сколько он реально выиграл за все время? Сколько проиграл? Предложите сделать вывод.
Помогите ребенку понять и увидеть другие возможности заработать деньги, объясните, что если бы на ставках выигрывало много людей, этот бизнес не был бы выгоден его владельцам. В интернете сейчас очень много роликов, где блогеры рассказывают всю правду о ставках. Посмотрите вместе с ребенком это видео, выслушайте его мнение, обсудите. Попробуйте сами вникнуть в эту игру. Объясните, что сами по себе ставки на спорт иногда бывают даже полезны в отношении развития аналитического мышления и математики. Но вот заработать на этом большие деньги точно не выйдет. Спросите сына, занимался бы он ставками если бы не было выигрыша? В своем письме Вы указали, что Ваш сын учится в IT колледже, значит он хорошо знаком с математикой. Предложите ему ознакомиться с теорией игр. Расскажите, что математическое ожидание – это единственный показатель на который стоит обращать внимание игроку. Если он отрицательный в конце концов он проиграет, с любой системой ставок. Если математическое ожидание равно нулю, то останется при своих деньгах. Не существует азартных игр с положительным математическим ожиданием, поскольку организатор ставок будет в минусе, а это абсурд.
Объясните сыну, что легких денег в жизни не бывает. Все необходимо заработать либо физически, либо интеллектуально. Для наглядности можно привести пример списка Forbes, где ни один представитель списка не сделал себе состояние ставками на спорт.
Простого разговора по душам и стремление вникнуть в интересы подростка иногда бывает достаточно, чтобы объяснить, что он выбрал не совсем верный путь для самоутверждения. Тем более, что Вы говорите, что других проблем с поведением сына Вы не замечаете, а это уже хороший признак. Если и после разговора подросток будет продолжать делать ставки при этом добывая деньги на них путем воровства, рекомендую отвести его к психологу, который специализируется на лечении зависимостей разного вида.
Спасибо, что обратились за рекомендацией на наш сайт. Надеюсь мои советы будут для Вас полезны.
С уважением, Хиневич Елена.