Мои бабушка и мама меня ненавидят...

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Катя, мне 13 лет. Моя бабушка и мама постоянно гнобят меня. У меня много друзей, потому что я имею хорошее чувство юмора, и, в принципе , дружелюбна. Но бабушка и мама называют меня коровой, идиоткой и так далее... Из-за частых скандалов в семье я стала резать руки, как только я начала делать это, мама перестала обзывать меня , а бабушка нет. орет она по пустякам. Например, своей комнаты я не имею, и в комнате живу с братом. я не выкинула фантик, и отошла на кухню попить воды. Она пошла за мной, стала орать "ах ты ж ..., тебя лупить надо, а тебя поют кормят сладко здесь, вали к отцу, не нужна ты тут , корова , скоро доить будут" пусть мне и 13, я понимаю о чем она. к отцу уйти я тоже не могу, он живет на другом конце города, там по-близости нет школ, да и вообще, папа зарабатывает не очень много и сам еле живет в однокомнатной квартире.
Еще у меня есть сестра, она вредная до ужаса, терпеть ее не могу. Если меня оскорбляют бабушка/мама , и я сижу и плачу, она начинает издеваться, подобно бабушке " ахахаа смотрите ка, разревелась, ревушка коровушка, правильно бабушка говорит, жопа на километр, а мозгов нету, один жир". вешу я 52 килограмма при росте 164 см... я не считаю себя красивой и худой, но думаю коровой меня тоже не назовешь...
Я не знаю что делать
*примеры того, из-за чего на меня орет бабушка:*
- не закрыла чайник крышкой
-случайно уронила что-то *сразу говорят что я никуда не влезаю и поэтому все летит как от огня..*
- пустила кота в ее комнату *у нас 2 кота*
-не отвечаю ей
-хамлю ей
- не заправила постель
-не нашла то, за чем она меня послала
- разговаривала по телефону
- виделась с той девочкой, которую она считает шлюхой
-закрылась в туалете *не понимаю почему она кричит, это же из соображений вообще приличия, нужно закрываться, но ей это незнакомо, она ходит по дому без .. лифчика, и когда я запираюсь, орет : "тебя что украдут что ли сглазят открой сука дверь мне надо тряпку взять" и начинает стучать в дверь
Еще мне нельзя гулять, мама говорит, что полно маньяков в городе, и вообще не надо с этими шлюхами гулять, а до этого она хорошо к ним относилась
Еще за меня выбирают одежду, и заставляют носить, или доводят до слез, и все равно заставляют носить и идти зареванной
Я не понимаю, почему нельзя как во всех семьях, сходить с детьми в кино, вместе пойти в магазин, погулять,если что-то кто-то уронил, не орать и материть, а сказать: "не разбил? у ладно, ничего страшного, с кем не бывает"
из-за всего разводится скандал на весь день
на весь день это преувеличено
но на полтора часа точно
и я серьезно
они очень злопамятны
и вспоминают то, что я натворила постоянно, и на людях, и позорят меня
просто помогите мне, подскажите, как себя вести с ними?
Автор вопроса: Катя Возраст: 13

На вопрос отвечает психолог Геронимус Иван Александрович.
Катя, здравствуй!
Спасибо за вопрос.
Очень важно, чтобы человек в трудной ситуации не боялся обращаться за помощью.
Любому человеку тяжело, когда он чувствует недостаток внимания от близких людей, когда окружающие говорят о нем плохие вещи.
Поэтому в первую очередь хочется выразить тебе сочувствие: ситуация, которую ты описали действительна тяжелая и сложная.
В такой ситуации у человека могут возникнуть плохие мысли о себе: может быть со мной действительно что-то не так.
Психологи считают, что человек начинает резать руки или причинять к себе боль, потому что плохо относится к себе самому, сердится на себя.
Насколько я понял, тебе бы хотелось, чтобы взрослые уделяли тебе больше внимания и более спокойно реагировали на твои промахи, больше бы разрешали.
Хочется подчеркнуть, что эти желания можно понять. Действительно, все родители разные, и когда ты видишь, что в других семьях, взрослые ведут себя по-другому, это может быть обидно.
С другой стороны, у бабушки и у мамы тоже есть пожелания к тебе: если я правильно понял, они касаются того, чтобы ты вежливо разговаривала с ними, поддерживала порядок, не общалась бы с теми, кого они считают плохой компанией.
Возможно, тебе было бы полезно подумать, в чем ты готова пойти навстречу бабушке и маме.
Ведь если ты в чем-то изменишься, то им тоже легче будет в чем-то изменить свое поведение по отношению к тебе.
В твоем письме мне показалось очень важным, что мама перестала тебя обзывать, когда ты стала резать руки.
Можно ли сказать, что ты таким способом (довольно опасным) смогла донести до мамы, что тебе больно выслушивать плохие слова в свой адрес, и мама это поняла?
Значит ли это, что маме не все равно, в каком состоянии ты находишься?
Есть ли возможность напрямую поговорить с мамой и бабушкой о том, как можно было бы изменить жизнь в семье чтобы не доводить до таких опасных действий?
Можно подробно обсудить, в чем готова измениться ты, и чтобы ты хотела бы изменить в семейной жизни.
В какой ситуации будет легче провести такой разговор, а маме будет проще с тебя услышать?
Бывают ли ситуации, когда ты хороша общаешься с бабушкой? Могла ли бы бабушка тебя в чем-то услышать и измениться?
Когда близкие люди в семье говорят о нас плохо, не разрешают того, что для нас важно или не уделяют внимания так, как нам хотелось, это тяжело.
Какие-то вещи, которые ты бы хотела бы изменить в поведении взрослых, можно с ними обсудить (но при этом, нужно учитывать и их пожелания к тебе), и, возможно, они будут готовы пойти тебе на встречу.
Что-то в поведении бабушке и мамы изменить, наверное, невозможно. Тогда нужно подумать о том, чтобы можно было бы сделать, чтобы уменьшить количество конфликтов или их длительность.
- в каких ситуациях конфликты обычно возникают?
- как можно было бы избежать таких ситуаций?
- что можно было бы сделать, чтобы конфликты заканчивались как можно быстрее?
Есть еще одна важная вещь, которую я заметил в твоем письме. Если бабушка или мама ругают тебя, ты не всегда принимаешь их слова близко к сердцу. Например, когда бабушка была не довольна твоей внешностью, ты, подумав, решила, что бабушка здесь не совсем права. Мне кажется, очень важно (хотя и трудно), когда взрослые чем-то недовольны, спокойно подумать, в чем взрослые действительно могут быть правы, а в чем ты с ними не согласна. Это поможет не так сильно переживать из-за их слов, ведь у тебя есть собственное мнение.
Очень важно, что у тебя много друзей. Ведь ты можешь сравнить точку зрения родителей на какой-то вопрос и точку зрения друзей, и решить, какая точка зрения тебе ближе.
Напоследок, хочется написать, что в России существуют специальные службы, которые помогают детям, у которых какие-то трудности, которым плохо. Это детский телефон доверия, на которой бесплатно можно позвонить в любое время (телефон 8 800 2000 122) и психологические центры, куда любая семья может бесплатно обратиться.
Поэтому, если ты почувствуешь, что тебя нужна помощь, ты в любой момент можешь обратиться к психологу, который готов тебя выслушать и вместе с тобой найти способ справиться даже с самой трудной ситуацией.