Как общаться с подростком истероидом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
У нас девочка 13 лет. У неё все признаки истероидного типа личности. Читала описание в книге Личко А.Е. и точно про нее, на каждое утверждение есть примеры ситуаций. Только сейчас осознали проблему и теперь не знаем как с ней выстраивать отношения. В семье растут еще двое детей 2 и 4 года. Хвалить их в ее присутствии нельзя, играть с ними, тискать, восхищаться, тоже. Она сразу злится, начинает как будто назло делать то, что непременно рассердит взрослых. в лучшем случае просто уйдет в другую комнату с обиженным лицом. А потом обязательно отомстит: сломает игрушку, доведет малыша до слез и сделает невинное лицо, и очень обидится, если ее отругают. таким образом получается, что она постоянно в конфликте со всеми членами семьи.
Сама из конфликта не выходит, хотя точно знает и умеет это делать. Вот уже несколько дней сидит дома с лицом жертвы, которую никто не любит, все только гнобят. Отказывается от еды, если спрашивать будет ли она обедать. А если просто приказать: иди ешь, то молча встанет и молча пойдет за стол.
как вести себя с ней чтобы 1. не потакать ее нежелательному поведению. 2. чтобы младшие дети не переняли такие черты личности.
И еще в такие моменты она демонстративно отказывается играть с 4-х летним братом, а он не понимает почему. Плачет уговаривает ее, просит, все время переспрашивает: "А Ксюша скоро перестанет злиться?" А она все это время сидит с каменным лицом, как будто ничего не видит и не слышит.
Что делать? нельзя же все время на пустом месте ей петь дифирамбы, чтобы ей было спокойно.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Ирина. Вы в довольно любопытной формулировке описываете ситуацию:"Только сейчас осознали проблему и теперь не знаем как с ней выстраивать отношения." Даже назвали тип личности проблемой, будто это какое-то заболевание, которое нужно убрать. Во-первых, не стоит торопиться с выводами. У каждого типа личности есть свои способы психологических защит, которые лежат в основе, и определить их может только опытный специалист, поэтому вряд ли вы или я заочно можем навесить на девочку ярлык. А, во-вторых, даже если и действительно у нее данный тип личности, это не является патологией, это просто один из характеров, не более того. Да, при неблагоприятной атмосфере акцентуации могут перерастать в проблему, но по сути по-настоящему психологически здоровых люди среди нас нет. Это единицы, и то, данное утверждение спорно. Поэтому типаж поведения стоит просто понять и принять, вы же будто занимаетесь то ли осуждением, то ли со страхом смотрите на него. Вы пишете: "Только сейчас осознали проблему и теперь не знаем как с ней выстраивать отношения." Мне кажется, проблему стоит обозначить несколько иначе: девочке 13 лет - это переходный период. В этом возрасте подростки начинают вести себя более агрессивно, пытаются отстаивать свои границы, испытывают возрастной кризис, довольно тяжелый, так как психика подростка очень уязвима, во многом напоминает детскую, но в то же время, вы должны осознавать, что это уже и не дитя. Да, для вас дочь - всегда будет ребенком, но стоит к ней немного прислушаться. Возможно, она что-то хочет сказать, но сталкивается лишь с отвержением. Вы пишете: "Вот уже несколько дней сидит дома с лицом жертвы, которую никто не любит, все только гнобят." А разве это не так в каком-то смысле? Вы ее описываете чуть ли не как главного агрессора в семье: "Она сразу злится, начинает как будто назло делать то, что непременно рассердит взрослых. А потом обязательно отомстит: сломает игрушку, доведет малыша до слез...", то есть вы будто испытаете неприязненные чувства, встаете в оппозицию, нападаете, что ей остается делать? Защищаться. Игнорировать или нападать в ответ. Вы заведомо занимаете чью-то сторону, отвергая другого ребенка. Конечно, ревность - естественная вещь, но в этом возрасте подросток скорее стремится уже самоутвердиться в среде своих сверстников, чем перед родителями. Будь девочка истероидкой в чистом виде - она бы этим и занялась. Надела бы самое красивое платье, хлопнула дверью и пошла бы блистать среди друзей, воображая, что ее там все боготворят. Это очень контактные люди, которые любят привлекать к себе внимание. Они не очень хорошие лидеры, но хорошие коммуникаторы. Прекрасно обманывают и себя, и других. Игривы, склонны к прямому самовыражению, хорошо проявляют эмоции, но несколько театрально. Запереться в комнате и страдать вряд ли в их натуре. Разве что для виду. "Вот уже несколько дней сидит дома с лицом жертвы, которую никто не любит, все только гнобят. Отказывается от еды, если спрашивать будет ли она обедать." Спрашивали ли вы ее точку зрения? Справедливы ли были нападки? Учитываете ли вы ее чувства? Сейчас вы находитесь в некоем симбиозе с малышами и, возможно, гипертрофированно воспринимаете любое неосторожное движение в их сторону, обижаетесь за них, нападаете за них. Если девочка вас игнорирует, значит по ее точке зрения то, что произошло, было как-то не очень честно. Готовы ли вы выслушать и ее мнение? Вы пишете: "И еще в такие моменты она демонстративно отказывается играть с 4-х летним братом, а он не понимает почему. Плачет уговаривает ее, просит..." А она разве обязана? Ей ведь не 4 года. Вероятно, ей довольно скучно этим заниматься, она не мать, и не отец этого ребенка. Когда дети сравняются по возрасту, им будет легче выстраивать отношения. А пока они как бы по разные стороны реки. Хочу заметить, что малыш тоже, вероятно, сейчас проходит кризисный период: кризис 3 лет. И это тоже время отстаивания границ, провокаций. Вы спрашиваете: "как вести себя с ней чтобы 1. не потакать ее нежелательному поведению. 2. чтобы младшие дети не переняли такие черты личности." Полюбите и примите ее такой, какая она есть. Не делайте из нее монстра. Не раздувайте проблему до размеров катастрофы. За любыми нежелательными действиями (а криминала я в вашем описании не вижу) всегда лежит некая боль. Вместо того, чтобы протянуть руку, вы занимаетесь осуждением и навешиванием ярлыков. Легко обвинить, но тяжело сделать это справедливо.