Двухлетний сын говорит отцу "Плохой дядя" и ревнует меня.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Мальчик, 2 года. После родов уехала от отца ребенка в другой город, в котором мы живём по сей день. Уехала, потому что замучил, контролировал все мои действия и даже мысли. Отец его звонит по видео, несколько раз приезжал, но ребенок его отторгает, ревнует ко мне, а сейчас вообще начал говорить на него "Плохой дядя" или ни с того ни с сего  "Пап нехороший", причем, я ни разу ни про кого не говорила "Плохой дядя", вообще, даже слово "плохой" ни к кому не применяла,  потому что плохой поступок, а не человек. Так вот я вроде собралась возвращаться к отцу ребенка, вроде бы он изменился, и к тому же смущает отсутствие отца в жизни мальчика, но учащающиеся фразы "Плохой дядя" меня напрягают,  не пойму, что это, откуда, и даже возникает мысль "Устами младенца", может он меня так предостерегает от возвращения) Конкретно сыну отец ничего плохого не делал, наоборот, сюсюкается, заваливает подарками, но почему то плохой. Подскажите, отчего такое поведение у ребенка и как реагировать.
Автор вопроса: Вера Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Шмыголь Ольга Васильевна.
Здравствуйте, Вера!
Во время беременности ребенок и мать являются единым целым, после рождения ребенок хочет продлить эту тесную связь с матерью. Может плакать, активно жестикулировать, чтобы привлечь внимание, если вдруг мама занимается кем-то или чем-то другим. По мере взросления ребенка мама больше внимания начинает уделять каким-либо делам, кроме ухода за малышом, другим родственникам, а ребенок всё также бессознательно стремится к тесной связи с матерью и готов заменить для матери всех других людей, в том числе и отца. Этот процесс в психологии носит название «Эдипов комплекс», и относится к стадии развития ребенка в возрасте от 2 до 6 лет. В 2 года начинается самая выразительная фаза, отношения с родителем своего пола становятся противоречивыми (ревность, агрессия), поэтому то, что Вы на данный момент наблюдаете у своего ребенка, это и есть проявления Эдипова комплекса («ребенок его отторгает, ревнует ко мне, а сейчас вообще начал говорить на него "Плохой дядя"»). На Ваш вопрос: «от чего такое поведение у ребенка?», надеюсь, я смогла ответить. Можете дополнительно почитать информацию о данном возрастном периоде, чтобы лучше понимать, какие переживания возникают у детей в этом возрасте.
«Как реагировать?»:
1) Во-первых, задача мамы в этот период сделать так, чтобы ребенок понимал, что существует два родителя, а не только мать. Когда ребенок живет с одним родителем, важно чтобы упоминания о втором родителе были доброжелательными.
2) Помнить о том, что образ папы у ребенка формируется через мать (что и как часто она о нем говорит, какие при этом выражает эмоции). Рассказы о приятных моментах и событиях помогают ребенку сформировать здоровое представление об отце.
3) Важно акцентировать внимание на семейных ролях («я твоя мама, а ты мой сын», «это твой папа, а ты его сын»).
4) Следует отметить, что до 2 лет для ребенка важно симбиотическое слияние с мамой (ребенок получает ощущение базовой безопасности, любви), потом начинает формироваться идентичность и личные границы, и чрезмерное слияние будет только мешать нормальному развитию ребенка. Поэтому на данном этапе необходимо установить нормы и правила поведения в семье, определить границы дозволенного (обращать внимание на то, чтобы ребенок спал отдельно от родителей, исключить совместное купание и переодевание с родителем противоположного пола).
Хочется также обратить внимание на следующую Вашу фразу: «вот я ВРОДЕ собралась возвращаться к отцу ребенка, ВРОДЕ БЫ он изменился, и к тому же СМУЩАЕТ отсутствие отца в жизни мальчика, но учащающиеся фразы "Плохой дядя" МЕНЯ НАПРЯГАЮТ, не пойму, что это, откуда, и даже возникает мысль "Устами младенца", может он меня так предостерегает от возвращения». В Ваших словах чувствуется много неуверенности, сомнений, тревоги, а также перекладывание ответственности за принятие решения на «уста младенца». Важно понимать, то, что было в ваших отношениях с отцом ребенка («Уехала, потому что замучил, контролировал все мои действия и даже мысли») - это форма психологического насилия с его стороны, нарушение Вашего личностного пространства. Ответьте себе на вопрос: это Ваши фантазии, что он изменился, его слова или какие-то его действия, которые это подтверждают? Отсюда и отталкивайтесь. Не рекомендую Вам в принятии решения ориентироваться только на свое состояние «смущает отсутствие отца в жизни мальчика» - в этих словах чувствуется вина и стыд. Лучше разобраться с этими чувствами прежде чем вступать в отношения. Вы же не запрещаете общение отца с ребенком. А каким образом и сколько с ним общаться — это уже его решение.
Вера, надеюсь, я смогла ответить на Ваши вопросы. Если Вам что-то захочется дополнить или спросить, можете написать в комментариях или связаться со мной по указанным в анкете контактам.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга Васильевна.