5-летний ребенок стал говорить, что он плохой, что никого не любит.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Неделю, дней 10 назад ребенок 4 года 9 месяцев стал говорить, что он плохой, что никого не любит. Не с того не с чего. Если я делаю вид, что не слышу или говорю, что он хороший, он начинает доказывать это: мне папа сказал, я игрушку сломал, если я начинаю говорить, что это не он плохой, а просто плохой поступок, то он начинает кричать, что он плохой, с этим ничего не поделаешь и просит вызвать полицию и чтобы его посадили в тюрьму. Если я продолжаю говорить, что он хороший и так не надо говорить или почему он так думает, он может сказать, что хочет убить меня или папу, что его никто не любит. Злится, может сказать, что сейчас возьмет палку и ударит. Меня очень огорчает это и я говорю, чтобы стал в угол и подумал над поведением, иногда он спокойно стоит и потом просит прощение, иногда сопротивляется, кричит, что убьет меня, я начинаю плакать и он тут де просит прощение. Один раз видела, что он стоял в углу и бил себя рукой, говоря, что плохой, на уговоры, что мы любим не реагировал, говорит: нет я плохой и меня не за что любить. Бабушка слышала, что он говорил, что плохой и хочет попасть под машину. Я не понимаю, что не так. Что мне делать и что ему говорить.
Я стараюсь переводить разговор, что он сильный, у него многое получается, что я счастлива, что у меня такой защитник, он переключается, говорит, что да, я тебя буду защищать. Но на следующий день все повторяется: говорит что плохой, говорит, что убьет я в слезы он просит прощение. И все проходит.
Как реагировать, что ему говорить. Вижу, что он страдает от этого. Ещё стал боятся оставаться в комнате один, говорит, что там монстры, просит находится в комнате, где он играет. Не всегда такое, бывает играет и ничего, бывает бежит ко мне и играет рядом или зовет в комнату.
С мужем мы иногда ссоримся, он бывает грубым, говорить грубости мне и сыну. Может назвать меня безобразной и сына назвать плохим, плаксой. Я с этим борюсь, муж пытается меняться, но иногда срывается. Я очень люблю сына и никогда не говорила, что он плохой. Он часто болеет, точнее аденоиды воспаляются часто и он может долго кашлять и поэтому часто дома со мной или со старшей дочерью, я стараюсь успеть и по дому и на работе, с ним провожу время, но он хочет больше, конечно. Мультики смотрит редко. Но когда я на работе, а старшая с ним, он смотрит мультики. Может там что-то увидел. Помогите пожалуйста, как себя вести, как помощь ребенку.
Автор вопроса: Людмила Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Барсукова Стелла Александровна.
Здравствуйте, уважаемая Людмила! Вашему сыну могли сказать, что он плохой. Кто это сделал, выяснит очный психолог, на консультацию к которому необходимо отвести ребёнка. Он проявляет агрессию и аутоагрессию (направленную на себя). Психика формируется до 5 лет, и этот эпизод аутоагрессии нужно срочно убирать. Ваша задача: относиться к сыну с особой заботой ВСЕМ членам семьи, сейчас он заболел, получив психотравму. Ребёнку в 4 года рано говорить, что он чей-то защитник. До 5 лет он сам нуждается в мощнейшей защите своего клана, особенно матери. Представьте, что он сейчас в глухом лесу, ему страшно от того, что какие-то монстры (страхи внутри него) решили, что он недостоин защиты, никто теперь не придёт и не спасёт. Он им поверил, а вам всем не верит, что вы спасёте. Покажите ему свою силу, никаких слёз не показывайте, чтобы он не подхватил эту идею, что опять он виноват, и что Вы, мать, защитница, львица, сидите и скулите, поджав хвост. Вставайте на дыбы в защите от всех монстров. Объясняйте театрально, ярко, громко, зрелищно, как Вы его всегда спасаете: от ветра, от дождя, от манной каши, от всего, на что он укажет. Очный психолог будет беседовать со всеми членами семьи, чтобы перестроить общее поведение. Ребёнок не должен слышать упрёков в свой адрес, дайте ему активную любовь. Выводите из него агрессию: это не ты плохой, а этот старый ботинок плохой, мы его сейчас как возьмём, как выбросим! Теперь у нас в доме нет плохих. Итак, любая психотравма появляется от страха, в данном случае страха быть отвергнутым, и страх настолько сильный, что ребёнок уже не может ждать и отвергает себя сам. Страх лечится наличием защитника. Не слабой мамой и злым папой, а командой, которая стоит вокруг ребёнка спина к спине и отстреливается, неизменно побеждая всех врагов. Вы всех победили, и этот мир ваш. Вы властители этого мира. Ребёнок - король одного королевства, сестра - другого. Отец следит за тем, чтобы у всех были игрушки, а мама следит за тем, чтобы все смеялись. Вот такую игру проводите постоянно. Взращивайте его из песчинки, каким сын себя сейчас ощущает, в Короля с королевством игрушек. Нужны добрые детские песни, добрые сказки про зверей. Нужны спокойные, монотонные игры со спокойным взрослым. Нужны колыбельные песни на ночь. Нужна мамина Нежность. Исключите истории про злых существ. Мама должна быть всегда весёлая, уверенная в себе, папа приветливый. Необходимы долгие объятия - это считывается, как защитный слой, кольчуга, как свой домик. Не отпускайте, пока ребёнок сам не начнёт вырываться. И так каждый час громко: "Я иду обнимать сына!" или «Иди скорей, будем обниматься!». Говорите ему: «Смотри, какая мама сильная! Она всегда тебя защищает!» Полностью исключите все агрессивные выпады в виде наказаний. Человека ведь не ставят в угол, если он заболел? Ваш ребёнок сейчас заболел. И наказания сами по себе не полезны, это унижение. Нужно разговаривать, объясняя, почему лучше делать так, а не иначе. Наказывают только врагов. Ведь наказание - это своего рода месть. Делайте всё так, как я написала и как можно скорее отведите ребёнка к детскому психологу. Помните, что психика формируется до 5 лет. С уважением, психолог Стелла Александровна Барсукова.