У моей 8 летней дочери нет друзей.

Вопрос психологу:
Моей дочери 8 лет. Совсем нет друзей. Еще в саду она начала переживать и плакать поэтому поводу. Потом был 0 класс там она тоже не смогла найти себе компанию, затем 1 класс и там из 28 человек ни одного кто бы позвал ее в игру. Когда сама проситься то они ей говорят иди от сюда. И это отвержение везде: во дворе где куча детей и девочек и мальчиков ее возраста но они ее тоже отвергают даже если идем в игровую там ее тоже отвергают. Летом была девочка живет в соседнем подъезде ходили в одну группу в д/с моя бегала за ней еще двухлеткой. Но дружбы не возникло. В этом году она заходила за моей на улицу потому что с ней тоже никто не горел желанием играть но ей легче завести временную компанию чем моей. Моя пыталась ее тоже позвать на улицу но всегда не получалась в итоге она сидела и ждала ее целыми днями когда она за ней зайдет. Учатся в одной школе в разных классах и тут я увидела как на простое приветствие эта девочка сделала вид что не знает мою дочь. Фу здесь даже мне стало противно и мерзко. Дочь жалко до слез. А еще возникла необходимость перехода в другую школу я уже заранее боюсь что и там ей не повезет. Я уже смотрю на этих детей как на своих личных врагов. Как быть самой? и как поддержать дочь?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 49

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Здравствуйте, Ольга. Ваше письмо отражает сильную обеспокоенность по поводу отсутствия друзей у дочери. И, правда, ситуация достаточно странная. Как так складываются отношения у девочки, чтобы ни в детском саду, ни в школе не образовалось ни с кем из детей взаимных симпатий? Давайте попробуем разобраться. Рассмотрим несколько вариантов.
1. Скорее всего, с кем- то отношения, хоть непродолжительные, но все- таки были. Ведь, я надеюсь ваша девочка тоже проявляла интерес, общалась по-возможности, как умела. Но, что-то не складывалось. Возможно, чрезмерная обидчивость дочери отталкивала от нее потенциальных друзей, или неуверенность в себе, нерешительность мешали влиться в группу сверстников.
2. Ещё одна возможная причина - ваша девочка слишком отличается от ровесников. Индивидуальными особенностями, интересами, ценностями. Различия настолько выражены, что это не позволяет найти точки соприкосновения в общении, в игре и т.д. В этом случае ваша дочь слишком не понятна для них. А детям легче выстраивать дружбу с теми, с кем легко и интересно.
3. Ещё одна причина - девочка предпочитает общение с близкими или взрослыми людьми, чувствуя себя с ними в большей безопасности, чем с детьми. Здесь ее полностью принимают, не нужно напрягаться и бороться за внимание, трудиться над отношениями, учиться прощать, мириться.
В любом случае, какова бы не была причина, разобраться с этой ситуацией необходимо. Ведь речь идёт о дальнейшей социализации девочки.
Вам, Ольга, очень советую изучить собственные установки. Задать себе вопросы: " Как я помогаю дочери стать увереннее в себе?" " Чувствую ли я, что моя дочь -жертва отношений и мне нужно ее защищать?" "Как я могу научить девочку завязывать и поддерживать разговор в беседе?" " Умею ли я сама видеть хорошее в других людях?" И ещё один важный вопрос - я, сама общительный и жизнерадостный человек, или мне сложно находиться в компании других людей, являюсь подозрительным и недоверчивым человеком?"
От того, каковы будут ваши ответы зависит и ваше дальнейшее поведение.
Смириться с данными особенностями и успокоиться, принимая во внимание наследуемые факторы, характер дочери. Или обратиться за помощью к психологу, где постепенно в совместной работе (и с вами тоже) специалист поможет изменить ситуацию к лучшему. Возможно, вам даже предложат участие в тренинге по развитию коммуникативных навыков.
Надеюсь, я дала вам Ольга, некоторые подсказки для размышления.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк.