Моя 7 летняя дочь не любит расчесывать волосы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моей дочке 7 лет. У нее красивые густые длинные волосы. Проблема в том, что она их не любит расчесывать: слегка массажкой пригладит и идет гулять. В итоге на затылке очень быстро образуется комок скатанных волос. На мои уговоры причесать ей волосы и заплести косичку она отказывается, говорит что ей это больно, хотя я стараюсь расчесывать аккуратно, бывает конечно что и дерну пару раз, когда тороплюсь. Она у меня очень чувствительная, боль вообще терпеть не может. На мои уговоры подстричь волосы, категорически отказывается. Также папа и бабушка уговаривают ее подстричься , но она ни в какую. Может у нее занижена самокритика? Я думаю, в 7 лет ребенок уже должен понимать, что ходить растрепанной некрасиво и надо это как-то исправлять. Такое ощущение, что ей все до лампочки. Друзья и родственники мне говорят, что я ее просто избаловала, но для меня эти упреки не убедительны. Хотелось бы узнать мнение психолога по этому поводу: в чем причина такого поведения ребенка и как можно это исправить. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Инна Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Здравствуйте, Инна! Вы ищите причины отказа девочки ухаживать за своими волосами? Что ж давайте попробуем разобраться.
Как вы указали в письме, ваша дочь очень чувствительна и нетерпима к боли. Это говорит об индивидуальных особенностях сенсорной сферы. Никому не приятно испытывать дискомфорт, тем более терпеть его в процессе продолжительных манипуляций - расчесывание, заплетание и др. Думаю, что большинство счастливых обладательниц длинных волос с этим сталкивается. Это значит, что взрослый родитель, "понимая" данную проблему дочери, учится выбирать щадящие способы ухода за волосами. Рекомендую проконсультироваться с мастером- парикмахером о выборе не только специальных ухаживающих средств, но и позаботиться о подборе приемлемых способов укладки волос, безусловно, с учетом индивидуальных особенностей. Поход к профессионалу станет хорошим началом для привлечения внимания девочки к собс твенной внешности, к приобретению полезной привычки выглядеть и чувствовать себя здоровой, привлекательной. Возможно, стоит и маме своим примером стимулировать ребенка к формированию навыка "выглядеть эстетично". В данный момент я пытаюсь донести вам, Инна, что любые навыки человека должны формироваться с участием устойчивой мотивации. Зачем я должна это делать? Почему мне мама говорит одно и тоже, расчесывайся, заплетайся?
Попробуйте подойти к данной ситуации с заботливым участием. Расскажите, что вам, как маме, очень нравятся волосы дочери, они красивые, густые, и хочется сберечь такую красоту. Это определенное внешнее достоинство! Расчесывая волосы дочери, не спешите, делайте это любя, разговаривайте со своей девочкой, прислушивайтесь к ее пожеланиям на счет причесок ( больше фантазии!). Постепенно приучая к самостоятельности. В 7 лет уже, конечно, есть понимание, что ухаживать за собой надо. Но еще нет достаточных навыков для выполнения столь непростой процедуры. Маме стоит набраться огромного терпения, чтобы не раздражаться на неумелость - а аккуратно поощряя, помогать справляться ребенку с трудностями. К сожалению, в один момент, умение не появляется, должно пройти время! И родительское отношение - уважение и любовь,- становятся впоследствии собственным отношением ребенка к самой себе. К сожалению, суета, критика, запугивания и раздражение взрослых в этот момент ведут к обратному результату - к безразличию и попытке "освободиться" от навязчивого давления. Надеюсь, вы меня услышали, Инна.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк.