С высшим образованием не могу устроиться на работу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 25 лет, не замужем, детей нет. В школе училась хорошо, закончила её с серебряной медалью. Но я никак не могла определиться со специальностью, которую хотела бы получить. В школе мне была интересна филология, но это направление показалось мне невостребованным, я думала, что оно ограничивается лишь преподаванием русского языка и литературы в школе. Учителя возлагали на меня большие надежды, считали умной и думали, что я смогу добиться успеха в жизни. В итоге я решила, что неважно, какую профессию я получу, что с высшим образованием я смогу устроиться на любую работу. Я подавала заявления на специальности, которые по сути ничего общего со мной не имели и поступила на профессию, о которой раньше даже не слышала. В первый же год обучения я поняла, что эта специальность мне абсолютно не интересна, но бросать не стала. В период обучения я не работала, потому что я всегда серьезно относилась к учебе и просто не представляла, как можно совмещать. Я с нетерпением ждала, когда же закончу университет и устроюсь на работу. Но меня ждало разочарование. Я не могла никуда устроиться. Я искала работу почти год, пробуя себя и продавцом и оператором, но ничего не получалось. Я понимала, что продажи и навязывание услуг это не мое, работа на кассе с денежными средствами меня пугает. Стоит отметить, что я замкнутый человек и мне сложно находить контакт с людьми. В итоге через год поисков подруга помогла мне устроиться к себе на работу на 4 месяца. По окончании этого срока мне предложили остаться в другом отделе, но я отказалась. Отчасти, потому что ездить было далеко и надоело поздно приходить домой, отчасти, от усталости, отчасти, возможно, от страха перед новым коллективом. С того момента прошло уже больше года. И вот мне 25 лет, у меня нет нормальной специальности и опыт работы 4 месяца. Я не могу устроиться никуда, я готова работать даже за самую низкую зарплату, но везде отказы. Я ищу работу, связанную с обработкой документов (секретаря, делопроизводителя), но навыков делопроизводства у меня нет, да и опыт курам на смех. Я уже совсем отчаялась, готова пойти уборщицей, так как очень нужны деньги, но останавливаю себя тем, что после этого можно будет забыть об устройстве на другую работу. Возникает мысль поступить в магистратуру и попробовать получить другую специальность, например, в области филологии. Но поможет ли это мне? Или это будет впустую потраченное время? Потратить ещё два года, опыта у меня от этого не прибавится. Не знаю, что и делать. Иногда просто уже нет желания жить. Очень нужен ваш совет.
Автор вопроса: Мария Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Уразаева Лидия Валерьевна.
Здравствуйте, Мария.
Проблема ваша комплексная.
С одной стороны - и это главное - вы не верите в себя. Причем это не вызвано отсутствием работы, а началось гораздо раньше, когда вы только выбирали профессию, и не сочли свой собственный выбор достойным внимания ("В школе мне была интересна филология, но это направление показалось мне невостребованным... поняла, что эта специальность мне абсолютно не интересна, но бросать не стала.... продажи и навязывание услуг это не мое - но! пробовала работать и продавцом и оператором").
Скорее всего, вы были послушной девочкой и всегда слушались родителей, которые проявляли себя как очень авторитетные, умные и знающие люди. Вам говорят - вы делаете. Причем очень старательно, сразу на "5", без права на ошибку. Такие дети - мечта многих родителей и всех учителей, но вот выживать в реальном мире, вне школы, они не очень-то умеют. Потому что в реальном мире нужно принимать решения самой - никто не даст такого рецепта, который нужно просто старательно выполнить и будет счастье.
Нужно принимать решения, не имея достаточной информации. Будете ли вы успешны и счастливы как филолог? Неизвестно. Если вы пойдете работать техничкой, поможет или помешает это вам в будущем? Неизвестно. Мы можем только предполагать. А значит, любое действие потенциально приводит к ошибке. ОШИБКА! Страшное слово-то какое. Уж лучше тогда ничего не делать - год, два... Уйти в привычную деятельность - учебу, ведь там вы не ошибаетесь...
Страх ошибки - это второй кусочек проблемы, останавливает вас от проб и экспериментов.
Далее - это текущее состояние. Вы устали от неудач. Вы расстроены, что ваши великолепные знания невостребованы там, куда вы обращаетесь (вопрос - а что если принаглеть и предложить свои слуги прямо сейчас в другой, совсем другой сфере? Репетиторство и подготовка к ЕГЭ, частные уроки?... Корректор или редактор в газете? Копирайтер?). Ваше эмоциональное состояние вас также тормозит сейчас.
Что делать с этим великолепным букетом?
На мой взгляд, самый простой вариант - работа с психологом. Это быстрая прочистка мозга :) и помощь вам в том, чтобы найти себя настоящую.
Но это не единственный способ.
Можно взять книги по профессиональному самоопределению (мне лично очень нравится Барбара Шер "Отказываюсь выбирать") или посмотреть на Ютубе ролики на эту тему, и определить круг профессий, к которым у вас есть склонность. После чего пробовать себя в них - не обязательно при этом даже получать новое образование.
Следующая обязательная к прочтению книга - это Эрик Берн и его "Игры...". Пора выходить из роли ребенка и брать на себя право принимать решения и ошибаться. Только ошибаясь, мы приобретаем тот уникальный опыт, который позволяет нам побеждать.
И поищите способ отсоединения от родителей. Вы не написали, где и с кем вы живете, но предполагаю, что родители (или лица, их заменяющие) по-прежнему занимают очень большое место в вашей жизни, позволяя (или заставляя) оставаться беспомощным ребенком. А ведь это не так на самом деле. У вас есть все данные, чтобы действовать самой - и выигрывать. Действовать в своих интересах. Самой принимать решения. Делать глупости. Рисковать. И в итоге приходить к своей жизни - не к тому, что кто-то считает успешностью, а к тому, что будет успехом лично для вас.
И учиться слышать себя. Свое тело. Свои мысли и чувства. Отделять навязанные цели от своих собственных. К чужим целям идти не хочется. А когда это ваше, на 100% ваше, вы любые преграды на пути сметете - и вам хватит на это сил и задора.