Выполняю свои обязанности и разгребаю завалы любовницы начальника. Как объяснить ему ситуацию?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Прошу Вашего совета! 4 года назад в наш коллектив пришла новенькая, Света, обычная серая мышь, замужняя, мама 3 дочерей. Недели через 2-3 мы заметили, что она стала ярко краситься, нацепила на себя кучу золота, налакировала челку, стала резко отвечать на замечания (все по сути и справедливые). Наша "мышь" стала любовницей начальника цеха (женатого)! Она доносит ему о всех разговорах, даже не касающихся работы (кто и что купил, куда ездил и т.д), на работу ходит как хочет, на задания бригадира говорит: " Я сама решаю, что мне делать!" или " Я сейчас к нему (начальнику) сама схожу и расскажу, какую работу я буду выполнять!" Бригадир боится доносов и начинает нагружать ее работой других. Света в это время со своей подругой (мы называем ее "прижопная дама"), отсиживается в укромном уголке или в кабинете любовника пьет чай. Даже если к нему в кабинет входит кто-то из рабочих или руководящие дяденьки, Света не уходит, а все выслушивает и даже вмешивается в разговор. Она не скрывает свой статус, наоборот, хвастается тем, что у нее такой влиятельный кавалер и ей все можно. Она много и пространно рассуждает о том, как неправильно работают рабочие других специальностей, при этом совершенно не умеет расставлять приоритеты и рассчитывать время на свою работу. У нее постоянные завалы - я не успеваю, я не собираюсь здесь подыхать, я не лошадь. Когда ее подругу на неделю перевели в другой цех, у Светы случился приступ истерики, больше всего досталось перепуганному бригадиру - у нас полно работы, верните мне напарницу, я сама не успею! В этом состоянии она была похожа на курицу, которой только-что отрубили голову! Бригадир чуть не плачет, говорит мне:"Иди, помоги ей, она не справляется!" Но, простите, у меня тоже есть чем заняться, почему я должна бросить все и вытирать кому-то сопли, ей платят зарплату. 2 дня истерического плача увенчались успехом - на день вернулась подруга и ... А вот угадайте! Они вдвоем за день сделали работу, на которую уходит полтора часа! И с разницей в 1 день ушли на больничный! Теперь мы с напарницей тянем и свои обязанности( мы аттестованы на более сложную работу) и их завалы, а там завалы разгребать и разгребать! По этому поводу я высказала недовольство бригадиру, тот все понимает, но боится начальника. Я знаю, что тех, кто прямо высказывает недовольство не любят, но, поверьте, так уже за эти 4 года надоело все эти ее косяки исправлять! Такое ощущение, что это никогда не кончится! К слову, я работаю на данном предприятии 12 лет, многое умею, новому учусь с удовольствием, работаю быстро и напарница у меня умничка большая, просто золото! По поводу наглости и брака в работе у меня со Светланой и раньше были небольшие стычки, из которых я выходила победителем, за что она возненавидела меня еще больше. Начальник знает о том, что у нас с его любовницей вражда, и я тоже знаю, что рано или поздно этот нарыв лопнет и будут большие разборки. Как не унижаясь ( а он очень любит когда перед ним плачут и каются), грамотно объяснить начальнику ситуацию? Он ведь и сам видит ,что по специальности Света - ноль, но она особа приближенная к его телу и он по-любому будет ее защищать. Спасибо!
Автор вопроса: Лариса Возраст: 47

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Лариса!
Вы описали ситуацию, которая затрагивает отношения между людьми внутри трудового коллектива. А если в общем, то данная проблема выходит за рамки конкретной ситуации и высвечивает одну общую, "глубинную" особенность нашего народа - это, я бы назвал, правовой инфантилизм.
Любой коллектив - это сложный "организм", "здоровье" которого зависит от характера взаимоотношений. В Вашем случае, внутри коллектива возникла конфликтная ситуация. Причиной нарушения гармоничных отношений стала вновь поступившая сотрудница.
Для разрешения этой ситуации нужно ее разобрать детальнее. Тут можно выделить две составляющие: личность, являющуюся источником раздоров и ее отношение к своим трудовым обязанностям.
Главным источником возмущения стало вызывающее поведение этой женщины. Которая, пользуясь близкими отношениями с начальником вашего производственного подразделения, позволяет себе хамское, высокомерное отношение к коллегам и пренебрежительное отношение к своим служебным обязанностям. В силу ее халатного отношения к работе и некомпетентности, часть ее обязанностей легла дополнительным бременем на коллег. Это обременение заключается в том, что Вы с коллегами вынуждены выполнять ее работу, не получая за это материального вознаграждения.
Есть два способа разрешения этого конфликта - это неформальный, на уровне морально-нравственных отношений (как говорится по человечески) и формальный на уровне официальных трудовых взаимоотношений.
В рамках первого способа, насколько я понял, решить проблему не удалось. То есть, Вы исчерпали все варианты, но результата добиться не удалось.
Остается второй вариант. Здесь надо отметить, что одной из основных причин возникновения таких ситуаций является наша правовая безграмотность. И для того, чтобы не унижаясь решить эту проблему необходимо перевести ее в юридическую плоскость. Поскольку все иные меры воздействия на этого человека исчерпаны, нужно обратиться к Трудовому кодексу. В нем дается широкий спектр "инструментов", позволяющих разрешить такие ситуации. В частности:
глава. 21. Заработная плата
ст.133-158
Статья 152. Оплата сверхурочной работы.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Часть вторая утратила силу - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
Глава 30. Дисциплина труда
Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников.
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
ст. 234-237
Статья 236. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Глава 38.Статья 237. Возмещение морального вреда, причиненного работнику.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
§ 6. За нарушение трудового законодательства в установленных законом случаях предусматривается уголовная ответственность.
Так, в соответствии со ст. 145 УК РФ за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, работодатель наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
По ст. 143 УК РФ наступает уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Ответственность выражается в наложении штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Данная статья содержит и вторую часть, где говорится, что то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В соответствии со ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы и иных, установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы до двух лет.
Данная статья также содержит вторую часть, где предусмотрена более суровая уголовная ответственность.
Вот некоторые из правовых норм, которыми Вы можете воспользоваться для оказания вынужденного давления на Вашу зарвавшуюся, недобросовестную коллегу и на Вашего непосредственного начальника. Например, чтобы не «выносить сор из избы», согласно статьи 195 ТК РФ, вы можете обратиться с коллективным требованием о рассмотрении факта злоупотребления своими должностными полномочиями руководителем вашего структурного подразделения на имя руководителя предприятия.
Если же Вы не хотите "обострять" конфликт, то тогда Вам придется терпеть и ждать, когда оно само "рассосется" или кто-то решит эту проблему за Вас.
Главные наши враги - это наши страхи, наша "дремучесть" и наша лень, чем охотно пользуются начальники, чиновники всех мастей и рангов. Сами собой напрашиваются слова гимна первого «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».. в данном случае, - головой.
Удачи Вам!