Как справиться со страхом не успеть, который заставляет зациклиться на работе и забыть про реальную жизнь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Елизаветта, мне 23 года.
Недавно я закончила университет, однако решила продолжить получать образование по специальности на более высокой ступени, параллельно совмещая это с работой по специальности.
Специальность, которую я выбрала, является для меня очень желанной, и поступила я на нее несмотря на то, что семья была в целом против. Однако, следует заметить, что у моей специальности по большому счету есть два направления работы - педагогическое (учить создавать вещи) и производственное (непосредственно создавать вещи). Изначально я планировала работать именно в сфере производства, однако, в процессе обучения, открыла для себя педагогику и поняла, что это так же подходящая для меня сфера.
Проблема, которая меня гложет, заключается в страхе перед тем, что я не смогу справиться с возложенной на меня ответственностью. В частности, что не успею все вовремя подготовить, предусмотреть все нюансы.
Предположительно, это началось еще во время учебы. Я была достаточно ответственной, однако позволяла себе немножко расслабиться и побездельничать. В итоге, в один из учебных семестров я залезла в долги по учебе настолько, что не спала сутками, чтобы успеть выучить и подготовить весь материал и закрыть сессию. Бывали случаи, когда времени не хватало катастрофически и я, глядя на часы, считала оставшееся и потраченное время. Такой образ жизни длился около месяца. Типичная ситуация для студента, однако она целиком перевернула мою жизнь.
Тогда я в деталях осознала, насколько все зависит от меня, что только я ответственна за свои действия и их последствия. Это осознание стало для меня очень болезненным.
С тех пор я не могла позволить себе лишний раз расслабиться, полностью ушла в учебу. Каждую свободную минутку я старалась тратить на учебные задания, особо не задумываясь, что они должны мне принести. Я старалась делать все максимально идеально и не могла представить, как же может быть по-другому. Если я этого не делала, у меня начиналась нервозность, стресс, панические атаки. Они происходили даже если я просто осознавала, сколько всего я должна сделать. Я разучилась контролировать время, затрачиваемое на выполнение заданий. Я стала дотошной, навязчивой, выпытывала детали задач до мелочей. Подливала в огонь масла и на тот момент хорошая подруга, которая в беседе возводила наши общие проблемы в абсолют.
В течении года я жила в сплошном потоке стресса и паники, не видела семью, друзей. Воспоминаний с того времени практически нет. Друзья советовали обратиться к психологу, но я отказывалась. Я поняла, что так продолжаться больше не может летом, когда каждый день предполагаемых каникул я воспринимала как пустую трату времени и ужасно нервничала. Я пыталась делать какие-то наработки для предполагаемых заданий на учебный год, но я не знала точно, какие будут задания и не была уверена, что эти наработки подойдут. Но я не могла остановиться, потому что у меня в голове была навязчивая идея, что я должна делать хоть что-то, чтобы потом не пожалеть.
Летом того года я обратилась к психологу. Мы с ней неплохо сдружились и она мне здорово помогла. Проблемы моей ей решить не удалось (она была не очень компетентна), но придала сил и внушила надежду, что я смогу встать на ноги. С тех пор я занялась собой, стала воспринимать мир не через призму больного разума, а через осмысление задач и выставление приоритетов. Жить стало немного проще, появилось свободное время, вдохновение, однако до конца я прийти в себя не смогла. Это продолжалось год.
Как мне казалось, мне стало лучше, и я отправилась на работу по специальности в сферу образования. Привычные условия сменились другими. На меня возложили груз ответственности и достаточно большую нагрузку. Кроме того, добавилась нагрузка по учебе. Я начала понимать, что мои тревоги и страхи снова возвращаются, и мне с каждым днем сложнее с этим совладать. Важно отметить, что у меня замечательные условия совмещения учебы и работы, мое руководство сделало все, чтобы не препятствовать моим стремлениям. Кроме того, в моей сфере принято совмещать учебу и работу, поэтому я прекрасно понимаю, что это не сложно, и все с этим нормально справляются. Но в своих возможностях я очень сомневаюсь.
Люди характеризуют меня, как ответственную, умную, целеустремленную девушку, однако я не считаю это своей заслугой. Я считаю это заслугой моего подорванного сознания, которое заставляет меня работать изо дня в день.
Пожалуйста, помогите мне найти корень моих проблем, чтобы я знала, с чем мне поработать, чтобы обрести, наконец, счастье в жизни.
Автор вопроса: Елизаветта Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Корякина Мария Михайловна.
Здравствуйте, Елизавета!
Спасибо за подробное изложение проблемы.
В нем есть, на мой взгляд, два ключевых момента.
1) "Я должна делать хоть что-то, чтобы потом не пожалеть". Этой фразе хочется уделить особое внимание.
Пожалеть о чем именно Вы боитесь?
Пожалеть об упущенных шансах?
Пожалеть о том, чего не достигла, пока тратила время "впустую"?
Пожалеть о том, что так боялась не успеть, и не успела? Но не успела что? Все дела в мире не переделаешь. Что именно Вы боитесь не успеть?
И еще интереснее "потом" - это когда? Вряд-ли через пять лет Вы будете жалеть, что тем летом не создали очередную наработку.
Может быть тогда "потом", это значит в старости?
Давайте попробуем разобраться. Исходя из вашего описания, я могу предположить, что Вы хотите стать хорошим специалистом своего дела.
Может быть именно это Вы боитесь не успеть?
Не справиться со своими обязанностями=быть плохим специалистом?
На это же указывает второй ключевой момент:
2) "Это не сложно, и все с этим нормально справляются. Но в своих возможностях я очень сомневаюсь."
Эта фраза многое говорит о Вашем самовосприятии. Сомнения в себе - это страх "я не смогу, я не справлюсь".
Но какова природа такого страха? Объективен ли такой страх? Судя по тому, как вы усердно учились, после чего Вас сразу взяли на работу, и продолжаете усердно учиться и стараться - ответ на вышепоставленный вопрос - нет. Страх этот иррационален. Хорошими специалистами становятся, совершая ошибки. Без них ничему не научишься - и это нормально. И такие сомнения в начале профессионального пути - нормальное явление. Конечно никто не застрахован от ошибки, или от того, что он не справился с поставленной задачей. Но на этом не кончается жизнь.
Что самое страшное может произойти, если вы не успеете сделать свою работу? - Этот вопрос, хороший прием для того, что бы заглянуть за пределы своего страха. Я думаю Ваше начальство поймет Вас, поможет и поддержит, потому что все мы люди, и особенно для новичков - ошибаться нормально.
А если еще страшнее? Я не успею и меня уволят? Тогда встает вопрос, неужели это единственная работа в мире, на которую меня возьмут? И так далее и так далее. Где границы Вашего страха? На самом деле, при разборе страхов, чаще всего нам открывается его иррациональность. Нет ничего, с чем бы Вы не смогли справиться. Все проблемы решаемы.
Так же ваше сомнение в себе раскрывается следующей фразой: "Я не считаю это своей заслугой. Я считаю это заслугой моего подорванного сознания, которое заставляет меня работать изо дня в день." Мне представляется это ошибочным суждением. Так как то, что вы работаете изо дня в день над собой и своим развитием - говорит о том, что вы целеустремленный и ответственный человек. А то, что все ваши устремления и действия сопровождаются повышенной тревожностью - это уже следствие Вашего страха "не успеть". Это не та, часть Вас, которая помогает двигаться вперед. Она наоборот тормозит Вас - потому что, я уверена, этот страх забирает много энергии. Я бы даже сказала, что Вы вопреки этому своему страху, работаете каждый день, не смотря на то, что так боитесь, что у Вас не получится. Это признак того, что Вы сильнее своего страха УЖЕ.
Итак, Ваш запрос был "Найти корень моих проблем, чтобы я знала, с чем мне поработать, чтобы обрести, наконец, счастье в жизни."
Я написала Вам то, что увидела в Вашем сообщении. Права я или нет - решать Вам, ведь лучше Вас никто не знает в чем корень Ваших проблем.
Но возможно, я попала в точку, и в таком случае, вам стоит поработать с самооценкой и самопринятием.
Над тем, чтобы научится принимать плоды своей работы и хвалить себя. Над тем, чтобы принимать то, что мы все можем совершать ошибки, и это не страшно и совершенно нормально. Ваша уверенность в себе выражается уже в том, что Вы делаете каждый день - Вы уверены в том, что Вам нравится ваша работа, и Вы вопреки всему (даже семье) выучились - все успев и добились результата. Не смотря на свои страхи. Глядя на такого человека, хочется сказать - да он и не такое сможет! Стоит научиться смотреть на себя такими же глазами.
А так же поработать над тем, чтобы принимать свою потребность в отдыхе, и даже лени - потому что необходимо давать себе передышку, чтобы стать хорошим специалистом. Надеюсь мой ответ поможет Вам)
И напоследок, хочется процитировать Чехова, который считал, что самое страшное - проглядеть жизнь. Но жизнь ведь это не только работа?)